Рейтинг@Mail.ru
ФСФР представит 1 декабря правительству РФ законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" - 28.02.2024, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ФСФР представит 1 декабря правительству РФ законопроект "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком"

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Основной идеей и целью законопроекта является совершенствование российского законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием на финансовых /включая валютный/ и товарных рынках путем установления в законодательстве понятия "инсайдерская информация" и введения правового режима ее использования. Задачей законопроекта является усиление защиты интересов инвесторов на основе установления требований к более полному раскрытию информации, влияющей на цены финансовых инструментов и товаров, и создания эффективного механизма по выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых путем использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

Отсутствие в настоящее время законодательно определенного понятия "инсайдерская информация" и механизмов, предотвращающих ее использование, а также недостатки в существующих определениях признаков манипулирования рынком позволяет широко использовать недобросовестные практики на финансовых и товарных рынках. Это причиняет существенный вред интересам граждан и юридических лиц, и интересам общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшая условия для инвестирования и торговли на них, препятствуя их эффективному развитию и укреплению международной конкурентоспособности.

В настоящее время правовая регламентация вопросов неправомерного использования необщедоступной информации, влияющей на цены эмиссионных ценных бумаг, ограничивается несколькими нормами федерального закона "О рынке ценных бумаг", использующими понятие "служебной информации". Однако термин "служебная информация" является по сравнению с инсайдерской информацией более широким и относится не только к финансовому рынку /ст. 139 Гражданского кодекса РФ/. Кроме того, в отличие от служебной, инсайдерская информация, будучи раскрытой, способна повлиять на рыночную стоимость финансовых инструментов или товаров, а в случае появления информации, которая может быть отнесена к инсайдерской, эмитент ценных бумаг и иные лица обязаны предпринять меры к ее скорейшему раскрытию.

Применительно к иным финансовым инструментам, например, паям паевых инвестиционных фондов, фьючерсным и форвардным контрактам, инструментам денежного рынка и прочим финансовым инструментам правовое регулирование использования необщедоступной информации, влияющей на ценообразование, отсутствует. Также отсутствует необходимое правовое регулирование по вопросам манипулирования рынком.

Для создания необходимой правовой базы, обеспечивающей предотвращение и пресечение нарушений, связанных с использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, настоящим законопроектом в законодательство вводятся определения понятий инсайдерской информации, инсайдеров, признаков манипулирования рынком, а также дополнительные требования к раскрытию инсайдерской информации и правовые механизмы контроля за ее использованием.

Важной отличительной особенностью законопроекта является то, что проблему защиты от злоупотреблений инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком, он решает комплексно: устанавливаемое им правовое регулирование распространяется в целом на организованный рынок, как финансовый /включая валютный/, так и товарный. В то же время предусматриваемые законопроектом нормы не должны применяться к отношениям, связанным с совершением операций с финансовыми инструментами в целях реализации Центральным банком РФ или иными уполномоченными государственными органами РФ, а также лицами, действующими от их имени, государственной денежно-кредитной политики.

Законопроект во многом заимствует опыт регулирования вопросов использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, закрепленный в директивах ЕС, относящихся к указанным вопросам.

Законопроект устанавливает следующие положения, касающиеся инсайдерской информации:

- дает определение понятия инсайдерской информации;

- устанавливает виды ценных бумаг, иных финансовых инструментов и товаров, к которым может относиться инсайдерская информация, и применительно к которым возможно ее неправомерное использование;

- определяет круг инсайдеров - лиц, располагающих инсайдерской информацией;

- устанавливает запреты на использование инсайдерской информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, путем дачи рекомендаций на ее основе и т.д.;

- устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации, а также требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках, которые являются необходимыми для предотвращения и выявления соответствующих правонарушений в этой сфере;

- определяет круг полномочий федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием инсайдерской информации, включая право требовать предоставления документов и информации, право проводить проверки, получать объяснения, направлять предписания об устранении нарушений, приостанавливать действие или аннулировать лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иной лицензируемой им деятельности.

Для эффективного осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков вводятся нормы, устанавливающие особенности проведения проверок в отношении инсайдеров в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в Центральном банке РФ. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявлению правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения органов внутренних дел.

Относительно манипулирования рынком законопроект дает определение признаков действий, признаваемых манипулированием рынком; устанавливает запрет на осуществление манипулирования рынком, не ограничивая его конкретным перечнем субъектов; предусматривает полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, которые распространяются также и на выявление фактов манипулирования рынком.

Законопроект устанавливает комплекс положений, закрепляющих основы механизма контроля за действиями инсайдеров и лиц, манипулирующих рынком.

Законопроект устанавливает специальные правовые последствия совершения сделок с нарушением его требований, обеспечивая защиту интересов лиц, являющихся контрагентами инсайдеров, в частности, предусматривает взыскание в доход РФ с лица, совершившего сделку в нарушение требований закона, суммы незаконно полученной прибыли или убытка, которого этому лицу удалось избежать в связи с совершением такой сделки.

Как отмечает ФСФР, реализация законопроекта не требует дополнительных материальных и иных затрат.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала