"Мы оказались, на мой взгляд, в достаточной мере подготовленными", - сказал Медведев в интервью российским телеканалам. "В целом я считаю, что все, что было сделано за последние 8 лет, не прошло даром. И мы бы находились существенно в более тяжком положении, если бы не было этой подготовки", - считает президент.
По его словам, отличие нынешней ситуации от того, что было в 1998 году в том, что тогда "причины кризиса были во внутренних проблемах российской экономики", а "причины кризиса нынешнего, - в состоянии дел в Америке, в ряде других крупнейших экономик и в не очень адекватном международном финансовом регулировании за последние годы".
"Поэтому можно сказать, что мы в целом были готовы, - отметил Медведев. - За последние годы было сделано многое для того, чтобы укрепить экономику страны, развить социальную сферу".
"Наши золотовалютные резервы являются третьими в мире. Это создает нам все-таки довольно приличную подушку безопасности, прочность нашей экономике, нашей финансовой системе, валютной системе", - сказал Медведев.
Вместе с тем, по его оценке, "кризис накрыл всю планету и работает весьма жестко". Он напомнил о своем выступлении на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в Японии на саммите "восьмерки", где своим коллегам "откровенно, глядя им в глаза, говорил, что события могут развиваться самым тяжелым, драматическим путем на финансовых рынках". "Нас заверяли, что все будет о'кей, оказалось, что это не так. И, к сожалению, вынужден это констатировать, к сожалению, наши прогнозы оказались в этом смысле исключительно верными", - сказал он.
"Было бы лучше, если бы мы ошиблись", - с иронией произнес Медведев.
Он признал, что валютно-финансовая система страны "подверглась довольно существенным ударам, потому что когда одномоментно прекращается финансирование, когда закрывается огромное количество иностранных кредитных позиций, - а у нас экономика рыночная, у нас большинство компаний кредитуются не только в стране, но и за границей, - это не может не отразиться на общей ситуации".
По его мнению, "есть свои издержки" в том, что российская "экономика стала частью мировой экономики". "За счет этого мы получили большие преимущества в развитии, но мы несем и издержки. И в этом плане мы должны сделать все, чтобы будущая конфигурация финансовых отношений, будущая архитектура финансового устройства была более справедливой и более современной, более адекватной", - отметил глава государства.
"Мы к этому /стать частью мировой экономики/ стремились, в этом есть много плюсов, но в этом есть и издержки. Как известно, мировая экономика развивается циклическим путем, бывают стадии роста, бывают спады. И мировая экономика глобальна. В сегодняшней жизни она сверхглобальна. Ведь кризиса, подобного этому, никогда не было в истории человечества. Все сравнения с "великой депрессией", с кризисами 70-80-х годов явно хромают. Это были другие кризисы, которые в известной мере все-таки носили локальный характер или поражали одну-две, несколько стран", - пояснил президент.
Он отметил, что "мировая экономика настолько глобальна, что системные сбои в экономике ряда государств, особенно таких крупных, как Соединенные Штаты Америки, почти моментально отразились на ситуации и в Западной Европе, и в Китае, и в Японии, и в Российской Федерации".
Вместе с тем Медведев признал, что у России "есть и свои проблемы". Он сожалеет, что в прежнее время "не удалось задавить инфляцию, хотя и сохраняли макроэкономические пропорции очень неплохими". "У нас слабо диверсифицирована экономика. Она должна была бы быть немножко другой, если бы мы успели это сделать за последние годы", - сказал он.
"У нас не всегда хорошо развита инфраструктура, наша финансовая система еще только развивается, наш фондовый рынок, который очень быстро рос, просто скачкообразно рос, он все-таки рынок тоже развивающийся", - отметил Медведев.
"Вот эти спады, падения, которые волнообразно происходили и происходят, это все-таки отражение того, что мы еще развились в этом смысле не так, как нам бы хотелось", - заметил он.
Президент привел данные, согласно которым "объем снижения совокупной стоимости акций российских компаний выше, чем, например, в Соединенных Штатах Америки и в Европе, хотя там тоже падение колоссальное, и он один в один с падением фондовых индексов стоимости компаний в Бразилии, в Китайской Народной Республике, потому что это экономики близкие по стадии своего развития".
В этом Медведев усматривает "наши национальные особенности, которые мы обязаны учитывать в ходе работы".