Как заявил главком российских ВВС генерал-полковник Александр Зелин, в процессе перехода военной авиации к новому облику запланирован целый ряд интенсивных мероприятий по созданию качественно новой беспилотной авиационной техники. Она будет способна решать не только разведывательные, но и целый ряд других боевых задач, выполняемых пилотируемой армейской, фронтовой и дальней авиацией.
Отметим, что недавно Россия приобрела партию из 12 беспилотных летательных аппаратов израильского производства, стоимость которых составила около 53 млн долл. Первоначально факт этой сделки в России отрицали, однако впоследствии его подтвердили как в РФ, так и в Израиле. Беспилотники, как сообщалось, будут использоваться для отработки принципов применения такой техники, а не для боевых действий.
В конце февраля в военном ведомстве РФ сообщили, что к началу лета 2009 г российские конструкторы должны были разработать новый БПЛА для тактической разведки. Соответствующее поручение было дано представителям оборонных предприятий.
Однако на практике все свелось к тому, что разработки т.н. новых образцов БПЛА будут вестись на базе израильских беспилотников устаревших образцов. Израиль не планирует продавать России самые совершенные беспилотные летательные аппараты, а поставки БПЛА в РФ не повлекут утечек важных технологий.
Еще 10 апреля 2009 г заместитель министра обороны России по вооружению Владимир Поповкин сообщил, что израильские БПЛА будут использоваться только для отработки принципов применения такой техники, а не для боевых действий. Ранее военные заявляли, что отечественные образцы пока отстают от зарубежных, хотя ряд предприятий уже работают над созданием современных БПЛА в интересах российской армии.
Как сказал в интервью ПРАЙМ-ТАСС заведующий отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, России ничего не остается, как копировать отчасти устаревшие образцы беспилотников, так как своих разработок по этой технике нет. "У нас колоссальное отставание в технологиях по производству беспилотников. Мы отстаем в этой части не только от США или Франции, но даже позади Ирана", - сетует он.
"Возникает, правда, вопрос, почему решили копировать израильские аппараты? Ведь те же американцы имеют сегодня более продвинутые образцы", - говорит А.Храмчихин, уточняя, что большинство современных образцов беспилотников разведывательного типа, и только американцы наладили производство боевых БПЛА. "Боевые беспилотники США уязвимы в плане связи с пультом управления, но эти проблемы, я уверен скоро будут решены", - говорит А.Храмчихин.
Отметим, что потребность в беспилотниках для ведения разведывательных и боевых действий в воздухе обусловлена ростом угрозы региональных конфликтов в мире. Кроме того, БПЛА – прекрасный "инструмент", работающий на поражение очагов терроризма с значительного расстояния. Кстати, сегодня стало известно об ударе предположительно американского беспилотника по дому лидера пакистанских талибов Баитуллы Мехсуда. Убита его жена. Правда не известно, поражена ли главная цель удара.
По словам А.Храмчихина, эффективность БПЛА перед традиционными образцами современной авиации, предполагающей присутствие пилотов на борту тех же военных самолетов, очевидна. "Возможности пилотируемой авиации на сегодняшний день практически исчерпаны. Дальнейшие разработки предполагают огромные финансовые затраты. Кроме того, подготовка самих военных пилотов – дорогое удовольствие. При этом нельзя забывать, что в случае поражения самолета с земли гибнет не только машина, но и пилот", - рассказывает А.Храмчихин. "Беспилотники стоят по-разному. Самые простые образцы оцениваются в 100 тыс долл, но есть образцы и по миллиону. Но главное преимущество беспилотников не экономическое, а в том, что ведение разведывательных и боевых действий ведется через пульт управление с земли", - отмечает он.
Эксперт, казалось бы, говорит об очевидных вещах. Тем не менее, российский ОПК в разработке образцов беспилотников, повторимся, позади планеты всей.
На прошлой неделе Европейский аэрокосмический и оборонный концерн /EADS/ сообщил об успешно проведенной серии летных тестов второго беспилотного летательного аппарата Barracuda /"Барракуда"/. Испытания проходили на авиабазе Гуз Бэй в канадской провинции Ньюфаундленд и Лабрадор и состояли из четырех полетов, которые аппарат выполнил автономно по запрограммированному сценарию. Интересно, что первый опытный образец разбился во время испытаний в Испании в 2006 г, что, как считали многие, должно было похоронить программу. Но Barracuda вернулась.
Проект создания европейского беспилотного летательного аппарата, который EADS называет самым габаритным из ныне существующих на континенте, задумывался ради амбициозной цели - выйти на рынок, где монополия принадлежит США и Израилю. Хоть новинку нередко называют европейской, разрабатывается она при участии двух стран - Германии и Испании. Barracuda должна была стать разведывательным БПЛА, хотя модульная конструкция также предусматривала использование этого аппарата в качестве ударного.
Barracuda-2, судя по официальным заявлениям EADS, сохранила свои модульные свойства и универсальное программное обеспечение, которые позволяют применять его не только для разведывательных задач, но и для нанесения ударов по противнику. Однако в новой модификации также были использованы и испытаны новые технические решения и программы, разработанные в рамках еще одного проекта европейского концерна - Agile UAV.
Завершить его европейцы планируют к 2013 г. При этом одной из целей проекта Agile является интеграция БПЛА в среду другого высокотехнологичного военного оборудования. Полное его название звучит как "Беспилотный летательный аппарат в сетецентрическом окружении" /Agile UAV within Network-Centric Environments/. Главным контрактором в этой программе также выступает Германия.
Сложно сказать, как дальше пойдет развитие программы создания европейского беспилотника. Однако очевидно, что необходимость в подобной технике испытывают не только Испания и Германия, но и соседние страны, пока что использующие американские и израильские образцы. Впрочем, догнать лидеров рынка европейцам будет сейчас уже совсем не просто. Что уж говорить о российских амбициях на этом рынке. "Бессмысленно дискутировать на тему, почему в России программы, связанные с разработкой современных образцов БПЛА не развиваются. Отечественный ОПК безнадежно застрял в прошлом веке, мы сегодня вынуждены покупать у французов военный десантный корабль, а у англичан собираемся закупать снайперские винтовки. Таковы реалии", - сетует А.Храмчихин.
