Рейтинг@Mail.ru
Страховые посредники "обули" страховщиков на полмиллиарда - 12.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Страховые посредники "обули" страховщиков на полмиллиарда

Читать Прайм в
Дзен Telegram

Стоит отметить, что от мошенников страдают не только страховые компании, но и потребители страховых услуг, которые могут купить "не у того" брокера фальшивый страховой полис и в итоге остаться без страховой выплаты. Однако "черные списки" недобросовестных посредников будут доступны лишь самим страховщикам, как же могут обезопасить себя граждане?

Во вторник представители крупнейших страховых компаний и Российского союза автостраховщиков /РСА/ обсудили сложившуюся на рынке ситуацию на круглом столе. По итогам дискуссии компании приняли решение направить коллективное обращение в МВД РФ и Генеральную прокуратуру по фактам участившихся случаев недобросовестных действий со стороны страховых посредников.

Как сообщил вице-президент "Росгосстраха" Александр Мозалев, в обращении будут изложены конкретные факты дел, направленных в правоохранительные органы, которые так и не дошли до суда. Директор правового департамента "Русской страховой транспортной компании" /РСТК/ Максим Тихомиров отметил, что в настоящее время возбуждение дел по признакам мошенничества отнесено к компетенции участковых инспекторов, которые не обладают достаточной квалификацией.

В качестве примера работы участковых А.Мозалев привел случай, когда в сети Интернет появился сайт "РГС-Агент", на котором предлагались полисы "Росгосстраха" и незаконно использовалась символика компании. Участковый инспектор отказал в возбуждении уголовного дела на основании того, что неизвестен размер причиненного ущерба компании, поскольку неизвестно, сколько полисов было продано.

Страховщики в один голос говорят, что самое сложное в деле борьбы со страховыми мошенниками – это довести дело до суда. При этом, если дело попадает в суд, то почти в 100 процентах случаев мошенникам выносится обвинительный приговор.

Стоит отметить, что в настоящее время деятельность страховых посредников – агентов /которыми могут быть как физические, так и юридические лица/ не подпадает под прицел страхового надзора. Руководитель московской дирекции "ЭргоРусь" Вячеслав Калашников отмечает, что кроме налогового законодательства, законодательства об организации юридических лиц, общегражданского законодательства посредники никакие требования исполнять не обязаны, и "отсюда и идет все зло".

В перспективе ситуация может измениться. По словам начальника контрольно-аналитического управления РСА Дмитрия Позднякова, в страховое законодательство готовятся поправки, связанные с раскрытием информации о конечных владельцах страховщиков, страховых посредников, а также введением аккредитации или аттестации посредников - юридических лиц, которую будут проводить профессиональные объединения. Это конечно хорошо, но, сколько будут приниматься эти изменения пока непонятно.

Страховщики пока намерены усилить информационный обмен и сообщать друг другу данные о недобросовестных посредниках. Аккумулировать эту информацию готов РСА, правда, списки "черных брокеров" будут доступны членам РСА в закрытом режиме. Публиковать их на сайте РСА в открытом доступе не планируется из-за возможных судебных претензий. Хотя некоторые страховщики, например РСТК, готовы раскрыть для всех "черный список" своих недобросовестных контрагентов. По словам М.Тихомирова, на сайте компании появится информация о тех посредниках, которые недобросовестно исполнили свои обязанности по отношению к РСТК, и на которых компания подала соответствующее заявление в правоохранительные органы, а также результаты проверок, проведенных по заявлениям.

Как уже было отмечено, свои потери страховщики оценивают в 500 млн руб - это деньги, которые им не вернули посредники за проданные страховые полисы. На самом деле, цифра может быть значительно больше. Только к одному брокеру "Финстар" претензии страховщиков /"РОСНО", "Спасские ворота", РСТК/, которые заявлены в Арбитражный суд Москвы, составляют порядка 180 млн руб. По словам А.Мозалева, просроченная дебиторская задолженность страховых посредников перед "Росгосстрахом" составляет порядка 70 млн руб. Он отмечает, что по суду взыскать эту задолженность практически невозможно, поскольку за тот период, пока появляется окончательное судебное решение, посредник просто исчезает.

К невозвращенной агентами премии необходимо также прибавить и выплаты, которые страховые компании будут осуществлять по таким полисам: если посредник продал клиенту не поддельный полис, то страховая компания должна выполнять по нему все обязательства. Таким образом, при таком раскладе интересы потребителей страховых услуг защищены.

Между тем, может встречаться и другая ситуация, менее безрадостная для граждан и организаций. Огромное количество бланков полисов, по признанию самих страховщиков, просто-напросто у них крадется. Страховая компания в этом случае публикует данные о таких бланках полисов в СМИ и объявляет их недействительными. Можно с уверенностью предположить, что эта информация проходит мимо большинства потенциальных клиентов страховщика. Если недобросовестный агент продаст вам такой полис, то страховщик на совершенно законных основаниях откажет в страховой выплате. Есть ли выход из такой ситуации? Если бы информация об утраченных полисах всех страховщиков была общедоступной, то теоретически можно было проверить подлинность полиса при продаже посредником. Правда есть одно но. Огромное количество полисов ОСАГО продается на улице рядом с ГИБДД, вряд ли, их покупатели задумываются о том, поддельный у них полис или нет. Вице-президент РСА Галина Ершова говорит о нескольких моментах, на которые стоит обращать внимание при покупке полиса ОСАГО. Стоимость полиса ОСАГО везде одинакова, если же предлагается дешевый полис, либо предлагаются подарки или скидки, то лучше не рисковать. Другой явный признак мошенничества – попытка продажи полиса страховщика с приостановленной или ограниченной лицензией. В этом случае, мотивируя тем, что скоро лицензия будет восстановлена, предлагают купить полис задним числом. По словам Г.Ершовой, такое поведение явно свидетельствует о том, что компания не собирается дальше работать на рынке и выполнять свои обязательства.

В заключении стоит отметить, что пока никакие "черные списки" для клиентов страховых компаний недоступны, есть только один способ обезопасить себя – пойти в офис страховой компаний и купить полис без всяких посредников. Хотя и в этом случае бдительность не помешает, ведь только за последний год с рынка ушло 100 страховым компаний.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала