С гражданскими воздушными судами в 2009 году произошло 23 авиационных происшествия, из них 14 катастроф, в которых погиб 61 человек. Показатели безопасности полетов в прошедшем году, особенно в коммерческой авиации, имеют положительную динамику.
В сравнении с 2008 годом количество погибших в коммерческой авиации сократилось на 70 проц. В авиации общего назначения абсолютные показатели состояния безопасности полетов имеют относительную стабильность.
Из 11 авиационных происшествий - 9 авиационных происшествий, в том числе 8 катастроф, произошли с воздушными судами частных владельцев, получивших сертификат летной годности как единичный экземпляр воздушного судна, не имеющих свидетельства эксплуатанта авиации общего назначения. Критическое положение в обеспечении безопасности полетов сложилось в авиакомпании "Газпромавиа". В 2009 году с вертолетами этой авиакомпании произошло 3 катастрофы, в которых погибло 14 человек.
Г.Курзенков отметил, что серьезную озабоченность вызывает недопустимо низкий уровень организации профилактической работы по предотвращению инцидентов в некоторых авиакомпаниях. Повторяемость в короткий промежуток времени авиационных событий па одних и тех же воздушных суднах свидетельствуют о том, что при расследовании комиссиями не всегда устанавливаются все факторы-причины, а эксплуатантами не принимаются эффективные меры по предотвращению подобных авиационных событий.
Характерными причинами авиационных событий в 2009 году являлись: низкий профессиональный уровень авиационного персонала, нарушение технологии взаимодействия членов экипажа воздушного судна; недисциплинированность экипажей вертолетов, проявившаяся в нарушении полетного задания и др.
При этом основной причиной авиационных событий является низкий профессиональный уровень авиационного персонала, его подготовки и переподготовки. В связи с этим Госавианадзором, по Поручению Министра транспорта, в 2009 году проверено 29 авиационных учебных центров, занимающихся подготовкой авиационного персонала, в том числе и летного состава. Ни в одном из проверенных центров подготовка авиационного персонала в полном объеме не соответствовала требованиям законодательства. По результатам проверок выписано 25 инспекторских предписаний, введены ограничения и приостановлена деятельность 7 авиационных учебных центров.