В Санкт-Петербурге состоялся круглый стол под названием «Пойдет ли вверх авторынок на буксире господдержки? Автокредитование и автострахование в современных условиях», на котором выступил Владислав Анисимов, заместитель директора Северо-Западной дирекции ОАО СК «РОСНО». Организаторами мероприятия выступили медиа-холдинг «Ажур» совместно с газетой «МК в Питере» и ИД «TT Finance.
Центральной темой дискуссии стал анализ ситуации на рынке автокредитов, мер по поддержке покупательной способности потенциальных клиентов (бонусные программы дилеров и производителей авто, госпрограммы), меры по обеспечению защиты приобретенного имущества (страхование, противоугонные системы) и др.
Участники круглого стола единодушно пришли к выводу, что экономическая ситуация, безусловно, оказала влияние на количество совершаемых сделок. По словам представителей автодилеров и банков, пик отрицательной динамики пришелся на лето 2009 года. Зафиксированный всплеск продаж в первом квартале прошлого года был во многом обусловлен стремлением граждан высвободить наличные средства и вложить их в те или иные материальные объекты, в том числе в покупку нового автомобиля. В целом, объем машин, приобретаемых петербуржцами в кредит из общего числа покупок, снизился с 50% в 2008 году до 28% в 2009 году. Показатели авторынка вернутся на докризисный период 2008 года, по мнению специалистов, не ранее, чем через 2-4 года. Однако уже первые два месяца текущего года демонстрируют положительный тренд: во-первых, увеличилась средняя сумма кредита, что говорит о растущем коэффициенте «уверенности в завтрашнем дне» жителей Санкт-Петербурга; во-вторых, лидерами продаж через банковские услуги, стали такие марки, как Hyundai, Chevrolet, Kia, Mitsubishi, Volkswagen, что также указывает на рост или стабилизацию благосостояния части клиентов банков и автодилеров.
Основными драйверами роста авторынка на ближайшие несколько лет, по мнению участников круглого стола, станут совместные программы производителей и дилеров, которые позволяют получить значительную скидку для конечного потребителя. Так, например, по программе Сбербанка ставка по совместному кредиту с «Лада-финанс» составит всего 9,33% с учетом снижения ставки рефинансирования. Важную роль в создании спроса также сыграют государственные программы: госпомощь при автокредитовании и утилизация старых автомобилей. Расходы на утилизацию берет на себя государство: предоставляет площадки, варианты взаимодействия с дилерами, скидочный купон на 50 000 рублей при приобретении нового автомобиля и др. Согласно оценке банков и автосалонов, программа по автокредитованию с учетом осенних правок, смогла действительно оказать влияние на покупательную способность населения и мотивировать сомневающихся клиентов на приобретение автомобиля. По данным представителей банков, порядка 30% об общего объема автокредитов были выданы именно в рамках действующей программы по автокредитам. От программы по утилизации участники рынка также ждут положительных результатов.
Под занавес жарких дискуссий о мерах, которые способны вывести показатели рынка на докризисный уровень, участники мероприятия обсудили особенности страхования кредитных авто. Владислав Анисимов, заместитель директора Северо-Западной дирекции ОАО СК РОСНО выступил экспертом по этому вопросу. По его оценке, рынок автострахования по итогам 2009 года сократился до 30%. Основополагающим фактором здесь явилось снижение продаж новых транспортных средств. Также он отметил, что наблюдается тенденция к переходу многих клиентов из мелких и средних компаний в компании федерального уровня как более надежные. При этом при выборе страховой компании потребитель все больше внимания обращает на присвоенные ей российские и международные рейтинги, имеющиеся финансовые показатели, состав акционеров компании, степени ее клиентоориентированности.
В круглом столе приняли участие представители автомобильных дилеров, банков, страховых компаний и администрации города. В их число вошли такие компании, как Аларм-Моторс Форд, автохолдинг РРТ, Сбербанк России (Северо-Западное отделение), «Русфинанс Банк», АКБ Росбанк и другие.