Итак, москвичам предстоит выбор: где и сколько платить за честь оплатить услугу ЖКХ.
Сбербанк конкуренции не опасается, и, видимо, имеет на то основание: он "всегда рядом", - отметил на сегодняшней пресс-конференции председатель московского банка Сбербанка России Максим Полетаев. Тем не менее, тариф снижен.
Вчера на первом заседании комитета по ставкам и лимитам Московского банка Сбербанка было принято плановое решение об установлении тарифов в части приемов платежей за жилищно-коммунальные услуги в Москве, сообщил М.Полетаев. "Мы приняли решение установить тариф в 0,5 проц за прием платежей через удаленные каналы и 2 проц через "окно", - сказал он. Эти тарифы мы устанавливаем с 1 мая, уточнил представитель Сбербанка.
"До 1 мая, и сейчас это происходит именно так, комиссию за прием платежей от населения нам оплачивал поставщик услуг, - пояснил он. - У нас с ними были соответствующие соглашения. Но в соответствии с постановлениями правительства Москвы №1294 и №1112 с этого года меняется порядок уплаты, и тарифы за прием платежей больше не оплачиваются поставщиками услуг, а оплачиваются плательщиком. Этими поставлениями и было вызвано установление тарифов, о которых я сообщил ранее".
В стандартном сборнике тарифов Сберегательного Банка указано, что в случае, если, плательщик платит в пользу организации тот или иной платеж, то банк удерживает с него 3 проц. При оплате услуг ЖКХ в Москве комиссионные тарифы, таким образом, установлены ниже этого уровня.
М. Полетаев подчеркнул, что любой банк в соответствии с действующим законодательством не имеет права оказывать те или иные услуги бесплатно. То есть, тариф за прием платежей обязан брать любой банк. "Рыночные тарифы колеблются от 0,5 до 4 проц, соответственно тарифы, которые есть сегодня у нас, находятся в пределах рынка", - указал представитель Московского банка.
Он отметил, что у решения, когда по тарифу платит плательщик, а не поставщик услуг, есть достаточно много плюсов. Прежде всего, это открытость и прозрачность процесса.
"Мы открыто объявляем рынку о том, сколько стоят наши услуги, - указал М.Полетаев. Клиенты могут сопоставить тарифы банков, и выбрать самые выгодные. В предыдущем случае, когда тарифы оплачивал поставщик услуг, эти тарифы, косвенно, в любом случае, включались в стоимость услуг ЖКХ, и плательщик косвенно их оплачивал".
Немаловажно также отметить, что новый способ оплаты будет действовать только в рамках договора с Единым информационным расчетным центром, в то время как услуги МГТС москвичи будут оплачивать без комиссии — ее, в рамках договора, будут по-прежнему взимать с поставщика.
Московский Сбербанк готов к конкуренции с другими банками в этой области, сказал представитель Банка. Одним из главных своих конкурентных преимуществ московский банк считает собственную филиальную сеть, которая обходится организации в 20 млрд в год. "Это является экономическим обоснованием того, почему мы не можем предоставлять услуги бесплатно", - сказал М.Полетаев. Удаленные каналы для наших клиентов будут достаточно привлекательны, считает он, поскольку комиссия по платежам в этом случае составит 0,5 проц.
Помимо информационно-платежных терминалов, банкоматов, и онлайн-банкинга, существует мобильный банк, а также очень популярный инструмент – долгосрочные поручения. "Долгосрочное платежное поручение оформляется через операциониста, и мы также считаем его удаленным каналом, что позволяет тарифицировать комиссионный сбор в размере 0,5 проц", - пояснил представитель московского банка. "Из 35 млн платежей, которые банк принимает в среднем за год, 10 проц – это платежи через удаленные каналы, и этот удельный вес постоянно растет", - отметил М.Полетаев.
Именно на "удаленку" рассчитывает банк, теряющий в комиссии. "Делаем мы это сознательно, поскольку удаленные каналы нам обходятся дешевле", отметил представитель банка, уточнивший, что банк, снижая стоимость услуги в сфере ЖКХ планирует "добрать по комиссиям где–то еще".
Означает ли это, что стоимость жилищно-коммунальных услуг снизится? Не факт. По крайней мере, в московском Сбербанке точного ответа на этот вопрос дать не смогли.
"Это не к нам вопрос, но стоимость наших услуг отчетливо видна", - дипломатично заявил М. Полетаев.
По мнению первого заместителя руководителя фракции "Справедливой России" Оксаны Дмитриевой, введение комисии равносильно увеличению тарифов. "Нам кажется, что этот вопрос должен быть урегулирован между банками и подрядными организациями, предоставляющими подобные услуги, - сказала она на "круглом столе". - Часто последние имеют счета в банках, и вопрос вполне может решаться в этих рамках. Я не поверю, что у банков нет заинтересованности в счетах управляющих компаний. Ведь речь идет о 2-2,5 трлн рублей! Банки заинтересованы в том, что эти деньги проходили по их счетам, и расходы должны нести организации, которые принимают платежи".
По ее мнению, исключения комиссионной суммы из стоимости услуг ЖКХ ожидать можно лишь едва ли. "Никто утвержденные тарифы снижать не будет, - сказала она – По ее мнению раз уж тарифы на ЖКХ регулируемы, и идет взаимодействие с естественными монополистами, почему бы не начать регулировать и тариф на комиссионный сбор.. "Этот параметр тоже должен регулироваться, поскольку здесь также идет речь о монополии", - отмечает О.Дмитриева.
"Очевидно, что необходимо проконтродировать, что стоимость услуг ЖКХ не возрастает таким образом, - соглашается начальник управления ФАС по контролю финансовых рынков Юлия Бондарева. - Мы должны увидеть, что из суммы платежа убраны эти проценты".
С другой стороны, Ю.Бондарева отмечает, что таким образом рынок становится конкурентноспособным, а у граждан появляется выбор, услугами какого банка стоит воспользоваться.
"Если игрок заявил о комиссии в пол-процента, а, вероятно, именно такую комиссию установит Банк Москвы, то, следуя логике конурентного рынка, мы можем и до нуля дойти", - полагает представитель ФАС.
"Мы платили эту комиссию и раньше, кроме того в Москве приходилось оплачивать и допкомиссию, если счет оплачивался не в Сбербанке", - отметила она.
Не стоит забывать и о категории граждан, которые в силу возраста или состояния здоровья будут ограничены в выборе. Вряд ли пенсионеры смогут добраться ближе, чем до филиала Сбербанка, располагающегося в соседнем дворе.
"Где такие граждане могут оплатить услугу бесплатно? - отмечает Ю.Бондарева. Нужно продумать "точки приема" платежей для таких лиц".
Ничего нового с точки зрения монопольного положения Сбербанка не произошло, - комментирует председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. "Больше всего офисов, удобнее всего, - рассуждает он. - Жители привыкли, и любая управляющая организация вам подтвердит, что договор о трехпроцентной комиссии со Сбербанком просто приходилось заключать".
"Мы как поставщики, пытались уговорить монополиста снизить размер комиссии до 2 проц, но он был глух" – сетует К.Крохин. Но, по его мнению, дело идет к дальнейшему снижению стоимости этой услуги, ведь сектор услуг ЖКХ становится рыночным.
Положительно к нововведению относится и генеральный директор "АКЦ Жилкомаудит" Ирина Маликова. С января 2010 года у нас изменилось законодательство, благодаря чему открылся новый рынок - деятельность по приему платежей физических лиц, говорит она. Теперь на рынок может придти любая компания. "Если вывести процент из тарифа, справедливость налицо, - считает эксперт. - Это развивает рынок приема платежей, и у гражданина есть право выбора".
Так–то оно так, но платить–то придется из своего кармана. А в головах у граждан полнейшая неразбериха. Как отмечает Евгения Юнисова, исполнительный директор Ассоциации ТСЖ и ЖСК, в Москве не уложились в 24-процентный рост тарифов, и даже не позаботились о мерах, минизирующих социальные издержки.
Тем не менее, старт механизму дан, а что их этого выйдет, как обычно, ясно не вполне.
"Мы будем следить за рынком, - обещает ФАС. - И если начнутся злоупотребления, будут штрафные санкции". Стоимость услуг ЖКХ должна снизиться, - убеждена Ю.Бондарева. И если этого не произойдет, то это будет нарушением закона.