- Вынужден констатировать, что террористическая активность против железнодорожного транспорта в последнее время возросла и стала составной частью глобальной террористической угрозы. Об этом свидетельствуют подрывы объектов железных дорог, количество которых увеличилось с 3 в 2007 году до 8 случаев в 2009. Это лишний раз подтверждает необходимость усиления законодательной базы по антитеррористической защищенности транспорта, - заявил Владимир Якунин.
По его словам, ОАО "РЖД" совместно с Росжелдором разработало проект методик по оценке уязвимости объектов железнодорожной инфраструктуры и транспортных средств, а также проект требований к ним. В настоящее время проект находится на согласовании в Росжелдоре.
В документе учтены такие параметры как степень важности, наличие критически опасных факторов. Для проверки правильности выбранных критериев организовано их практическое применение на типовых объектах железных дорог.
- С утверждением этих требований и методик будет создана нормативная база для проведения комплекса работ по обеспечению безопасности объектов и транспортных средств, - сказал он.
Владимир Якунин также заявил о необходимости разграничения на законодательном уровне ответственности государства и транспортных компаний в сфере транспортной безопасности. Так, в настоящий момент, согласно ФЗ "О транспортной безопасности" эта функция возлагается на собственника объекта транспортной инфраструктуры. В то же время ответственность государства за состояние безопасности в транспортном комплексе четко не определена, хотя безопасность граждан и инфраструктуры является его исключительной компетенцией.
При этом в законе не определен конкретный источник финансирования работ по оценке уязвимости объектов инфраструктуры и их категорированию, а также реализацию затрат на охрану объектов. Расчеты показывают, что затраты на охрану даже объектов первой очереди для компании крайне затруднительны.
В этой связи Владимир Якунин предложил ряд механизмов поддержки транспортных компаний в части организации охраны и превентивных мер защиты объектов. Среди них - освобождение от налогообложения средств, направляемых на цели безопасности, перечисление страховыми компаниями части средств обязательного страхования на проведение превентивных мероприятий и пр.
- Развитие высокоскоростного движения в России также диктует усиление правовых норм. Принимая во внимание международный опыт, необходимо рассмотреть вопрос о придании статуса наиболее важных объектов участкам высокоскоростного движения, пунктам оборота, предрейсовой подготовки и депо высокоскоростного подвижного состава, - отметил президент ОАО "РЖД".
Кроме того, на законодательной основе должна быть предусмотрена возможность проведения досмотра пассажиров и багажа в специальных зонах вокзалов.
****
ОАО "РЖД" ежегодно увеличивает расходы на охрану объектов. 5 400 наиболее значимых обеспечиваются физической защитой. В рамках инвестиционного проекта "Антитеррор" на 1 080 объектах установлены системы технических средств охраны.