"Мы ощущаем во многих кругах наличие проблем. - сказал он. - Давайте честно признаем, что прежде во многих крупных европейских столицах присутствовала сильная реакция против предыдущей администрации, сильное ощущение антиамериканизма. Сегодня нет оснований для антиамериканизма, но все же не кажется, что отношения вернулись в верную колею". В подтверждение Ильвес сослался на прохладную реакцию европейских стран на призыв Вашингтона дать дополнительные силы для войны в Афганистане.
Вообще центральной проблемой, порождающей "отсутствие сильных трансатлантических отношений", эстонский лидер считает "полную и абсолютную неспособность ЕС и НАТО работать рука об руку над вопросами безопасности". Будучи по образованию психологом, он видит истоки этой проблемы в том, что у руля в обеих структурах стоят одни и те же люди, и они органически неспособны "вести диалог сами с собой" - как бы между двумя полушариями собственного мозга. В этом контексте он даже выразил соболезнование "бедным министрам иностранных дел и министрам обороны" стран-членов НАТО и ЕС.
Россия, как известно, тоже считает, что нынешняя система безопасности в Европе оставляет желать лучшего. А поскольку Ильвес, по его словам, все- таки видит выход в том, чтобы "усадить за один стол" ведущих американских и европейских стратегов, корр. ИТАР-ТАСС поинтересовался, должно ли найтись место за этим столом и для России.
В ответ эстонский лидер пустился в рассуждения о том, что диалог между странами, разделяющими общие ценности и готовыми защищать их силой оружия, - это одно, а их общий разговор с теми, кто таких ценностей не разделяет, - совсем другое. Предложения Москвы заключить новый всеобъемлющий договор о европейской безопасности он сравнил с поведением ребенка, который "нарочно сломал одну игрушку и стал просить новую".
Под "сломанной игрушкой" в данном случае, по словам Ильвеса, подразумевался "фундаментальный хельсинкский принцип нерушимости границ". Эстонский лидер исходит из того, что этот принцип был нарушен августовской войной 2008 г в Грузии.
На вопрос о том, не был ли этот принцип, если уж ставить его во главу угла, разрушен США и их союзниками еще в сербском крае Косово, президент Эстонии ответил отрицательно. Там, по его словам, было "совсем другое дело", поскольку речь якобы шла о "прекращении геноцида".
Ильвес сказал, что официальный Таллин по-прежнему глубоко убежден в необходимости "дальнейшего расширения ЕС и НАТО", но при этом признал, что сторонники такой точки зрения в обеих организациях сейчас "находятся в меньшинстве". Он также констатировал, что в Евросоюзе пока "нет ясного понимания, какой должна быть общая внешняя политика" по вопросу о том, "что делать с Россией".