ОАО "Российские железные дороги" совместно с причастными органами исполнительной власти и представителями бизнес-сообщества участвует в разработке законопроекта "Об особенностях инвестирования в инфраструктуру с использованием инфраструктурных облигаций".
Сегодня в заседании рабочей группы Совета Федерации по подготовке законодательных предложений, направленных на оздоровление ситуации в экономике и на рынке труда, принял участие президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
- Концепция "инфраструктурных облигаций" имеет стратегическое значение для модернизации инфраструктуры России, - отметил президент ОАО "РЖД. По его словам, введение такого института позволит расширить механизм привлечения частных инвестиций в такие важные отрасли экономики, как железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, позволит эффективнее использовать инвестиционные ресурсы.
Использование механизма инфраструктурных облигаций будет способствовать ускорению реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года и Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года, разработанной ОАО "РЖД" совместно с консалтинговой компанией McKinsey.
Рабочая группа рекомендовала ускорить утверждение Целевой модели рынка. В соответствии с этим документом необходимо уже в 2010 году завершить формирование конкурентного рынка грузовых вагонов и начать создание Второй грузовой компании, что сформирует равные условия для всех владельцев вагонов и позволит привлечь инвестиции для обновления вагонного парка. Как отметили участники заседания, позиция по созданию ОАО "ВГК" согласована Министерством транспорта, ОАО "РЖД" и участниками рынка железнодорожных перевозок.
- Реформа железнодорожной отрасли предполагает также развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок. Базовой моделью для России является конкуренция перевозчиков "за маршрут", - отметил Владимир Якунин. Такая модель предполагает, что на отдельных участках инфраструктуры, принадлежащей ОАО "РЖД", по результатам государственного конкурсного отбора все грузовые перевозки будут переданы другому перевозчику на более длительный срок.
Участники заседания согласились, что необходима реформа системы тарифного регулирования на железнодорожном транспорте, а также гарантированное финансирование содержания и развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, предусмотренного "Стратегией развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года".
Долгосрочным системным решением такого финансирования, подтвержденным мировым опытом, является формирование и утверждение на законодательном уровне модели "сетевого контракта". Такой документ станет формализованной системой взаимоотношений между владельцем железнодорожной инфраструктуры общего пользования и государством как заказчиком необходимого уровня пропускных способностей железных дорог.
По итогам заседания рабочая группа Совета Федерации подготовит соответствующие рекомендации по разработкам необходимых нормативных актов и направит их в Правительство РФ, субъекты Федерации и Государственную Думу.