Глава компании – вице-президент – генеральный директор ОАО "ФПК" Михаил Акулов.
Цель создания компании – организация эффективного бизнеса в сфере перевозки пассажиров в дальнем следовании на основе взаимодействия создаваемой компании с органами государственной власти. На рынке внутрироссийских магистральных пассажирских сообщений перевозки по железной дороге занимают ведущее положение. Их доля составляет 65,7 % в общем пассажирообороте всех видов транспорта.
ОАО "ФПК" будет функционировать как самостоятельный субъект рыночных отношений с долей участия ОАО "РЖД" в уставном капитале 100% минус 1 акция. Уставной капитал определен в размере 137,2 млрд. рублей.
ОАО "ФПК" будет осуществлять следующие виды деятельности:
перевозку пассажиров в дальнем следовании во внутригосударственном сообщении в регулируемом и дерегулируемом сегменте;
перевозку пассажиров в дальнем следовании в межгосударственном сообщении;
перевозку багажа и грузобагажа в дальнем следовании;
обслуживание пассажиров;
техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
прочие виды деятельности.
В ОАО "ФПК" передано 16 региональных дирекций по обслуживанию пассажиров /РДОП/, 43 пассажирских вагонных депо, 29 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств и 2 дирекции по обслуживанию пассажиров, более 24,6 тыс. пассажирских вагонов.
Из Федеральной пассажирской дирекции в ОАО "ФПК" будет переведен весь штат персонала. В настоящее время он составляет порядка 100 тысяч сотрудников.
Для определения ключевых показателей деятельности созданной компании разработаны два сценария ее развития: базовый и амбициозный.
Базовый сценарий развития ОАО "ФПК" предполагает развитие и функционирование экономики Российской Федерации по умеренно оптимистичному сценарию, разработанному Минэкономразвития России в июне 2009 года.
Базовый сценарий основан на гарантированном достижении целевых параметров на основе сложившейся в ОАО "РЖД" практики ведения хозяйственной деятельности и технологии с учетом уже разработанных и реализуемых программ оптимизации издержек.
Ключевой задачей тарифной политики в амбициозном варианте является снижение ценового барьера между регулируемым и дерегулируемым сегментами.
Для ресурсного обеспечения запланированного объема продаж по обоим сценариям разработаны проекты инвестиционных программ. Объем инвестиций на период 2010 - 2020 г.г. в прогнозных ценах составляет по базовому сценарию 257,4 млрд. руб, по амбициозному – 442,5 млрд. руб.
Основным направлением инвестиций ОАО "ФПК" будет являться обновление парка подвижного состава. В базовом сценарии развития запланирована закупка в ближайшие три года 1540 вагонов, в 2013-2020 годы – 4080 вагонов. Амбициозный сценарий развития предусматривает закупку в первые три года деятельности 1698 вагонов, до 2020 года - 6864 вагонов.
Также для обновления парка, используемого при осуществлении перевозок со странами Западной Европы, планируется приобретение двухсот вагонов габарита РИЦ в 2011 – 2014 годах.
Для реализации инвестиционной программы привлечение внешних источников требуется только для базового сценария, начиная с 2011 г. Необходимый объем привлекаемых кредитных ресурсов оценивается 50,5 млрд. руб.
Маркетинговая стратегия ОАО "ФПК" будет дифференцирована по обслуживаемым сегментам рынка. Так, в регулируемом сегменте маркетинговой стратегией будет являться стратегия "Лидерство по издержкам". Она направлена на выполнение установленных государством требований к организации и осуществлению социально значимых перевозок по регулируемым тарифам. Необходимым условием реализации данной стратегии является создание государством одинаковых "стартовых" условий для всех видов транспорта путем установления экономически обоснованных тарифов на перевозки в регулируемом сегменте и 100 %-ной компенсации потерь в доходах, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов. Нормативным подкреплением данной стратегии должен стать Федеральный Закон "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации", который должен быть представлен в Правительство России в июне 2010 г.
В дерегулируемом сегменте для перевозок в купейных вагонах маркетинговой стратегией является стратегия "Лидерство по соотношению цена/качество".
В вагонах СВ и VIP стратегия основывается на предложении пассажирам эксклюзивных комплексных транспортных решений, отвечающих самым высоким требованиям.
В сфере международных перевозок маркетинговая стратегия будет направлена на экономически эффективную географическую диверсификацию рынка ФПК и предусматривает непрерывный мониторинг и принятие решений по оптимизации маршрутной сети, гибкое реагирование на изменение спроса, расширение географии начальных и конечных пунктов маршрутов на основе системного анализа пассажиропотоков.
В сфере перевозки багажа и грузобагажа маркетинговая стратегия ФПК на разных этапах будет определяться развитием регуляторной среды. В сфере обслуживания пассажиров маркетинговой стратегией будет являться предоставление пассажирам дополнительных услуг в пути следования.
В сфере технического обслуживания и ремонта подвижного состава главной целью является сокращение затрат путем оптимизации ремонтной базы, применения новых материалов и введения нового стандарта обслуживания подвижного состава.
***
В октябре 2008 г. советом директоров ОАО "РЖД" одобрена Концепция реформирования пассажирского комплекса дальнего следования ОАО "РЖД". В декабре 2008 г. Концепция одобрена Межведомственной комиссией по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте.
22 июля 2009 г. Правительством Российской Федерации было принято Постановление № 600 о корректировке Программы структурной реформы в части создания Федеральной пассажирской компании в форме дочернего общества ОАО "РЖД".
Во исполнение указанных решений Компанией был подготовлен пакет документов по созданию дочернего общества. Проект одобрен расширенным правлением ОАО "РЖД" 7 октября 2009 г, рассмотрен комитетами совета директоров ОАО "РЖД" по аудиту, рискам и вознаграждениям и по стратегическому планированию.