"На протяжении 20 лет Россия стремилась к новым отношениям с Западом, не всегда находя понимание и адекватный отклик, - напомнил он. - Сейчас появилась реальная возможность преодолеть эту негативную динамику и признать - на путях конкретного и прагматичного сотрудничества - европейское призвание России, решив, тем самым, главный вопрос, стоявший перед европейской политикой и самой Россией на протяжении последних трех столетий".
"Равная, неделимая и гарантированная безопасность всех государств должна превратиться из притягательного лозунга в реальность, - указал министр. - Стратегические заверения только на словах, без каких-либо действий и практических перемен не только пусты по смыслу, но, учитывая события последнего десятилетия, несут в себе опасность разочарования, от которого один шаг до политики раздражения и досады /frustration & vexation/. На кону - будущее всего евроатлантического региона и его роль во все более сложной и полицентричной международной системе XXI века".
Вместе с тем глава МИД РФ отметил, что "хотелось бы, чтобы оплаченный дорогой ценой исторический опыт Европы воплотился для всех нас в широкий, открытый взгляд на вещи". "Нельзя довольствоваться простым сосуществованием, как это было в эпоху "холодной войны", - подчеркнул С.Лавров. - Качественно новая ситуация в Европе и мире позволяет и требует, чтобы мы пошли значительно дальше, а именно - по пути гармонизации интересов в рамках общего пространства безопасности, сотрудничества и процветания".
"Считаю необходимым сказать сегодня об этом в Страсбурге, - сказал глава российской дипломатии с трибуны ПАСЕ. - Знаю, что, как записано в статье 1 Устава Совета Европы, вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в его компетенцию. Однако в силу глобализационных процессов и связанных с ними новых вызовов само понятие безопасности претерпело качественную трансформацию".
"В лице новых вызовов и угроз мы имеем дело с трансграничными явлениями, противодействовать которым можно только коллективными, солидарными усилиями всех государств в рамках самого широкого международного сотрудничества для обеспечения безопасности личности, - подчеркнул С.Лавров. - Эффективному развитию такого сотрудничества как раз и мешает нерешенность проблемы "жесткой безопасности" - остаточной повестки дня времен "холодной войны".