Белоруссия, Россия и Казахстан к настоящему моменту приняли весь пакет международных договоров, которые создают основы для работы Таможенного союза с 1 июля в полном формате. Об этом заявил 1 июня И. Шувалов на встрече с А. Лукашенко.
Во вторник чуть ранее И.Шувалов отметил, что сегодня практически согласованы все спорные вопросы, за исключением наиболее чувствительных для белорусской стороны, "которые мне поручено сегодня с вами обсудить". "Меня к вам /Александру Лукашенко – прим.ред/ направил президент РФ, чтобы обсудить все возможные последствия решений по формированию Таможенного союза. Владимир Путин направил меня, чтобы изложить позицию российского правительства по некоторым вопросам, включая экспортные пошлины", - сообщил И.Шувалов.
Первый вице-премьер РФ также добавил, что в целом ему поручено заявить, что российский народ и российское руководство с огромным уважением относятся к белорусскому народу и руководству. "Мои инструкции такие: найти возможные развязки, чтобы мы могли двигаться дальше", - сказал первый вице-премьер. При этом добавил, что "мы исходим из того, что интеграция в рамках Таможенного союза и ЕЭП выгодна всем трем государствам. Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии представляет очень интересное образование", - сказал И.Шувалов.
Он пояснил, что российская экономика, с одной стороны, промышленно развитая, с другой стороны, связана с большим сырьевым блоком. По его словам, Казахстан тоже имеет различные экономические сферы, а в Белоруссии есть много высокотехнологичных отраслей. "Соединение преимуществ трех государств позволит белорусским товарам на единой таможенной территории конкурировать. При этом белорусская продукция может получить соответствующие преимущества", - добавил И.Шувалов.
Он подчеркнул, что именно интеграция должна приносить благо всем, "чтобы наши люди понимали, что действия по формированию единой таможенной территории - это не только упрощенный переезд через таможенную границу, а это дополнительные возможности для бизнеса".
В свою очередь, А.Лукашенко заявил, что Белоруссия готова пойти на ряд уступок при создании Таможенного союза, которые являются чувствительными для России и Казахстана. "Единственное, чего бы мы хотели, чтобы все было прилично и чтобы любые наши отношения были основаны на равноправии и уважении. Если мы такое увидим, мы пойдем на любые компромиссы, любые уступки, даже если они на какой-то период будут для нас трудноватыми и чувствительными", - сказал он.
Белоруссия, напомним, требует, чтобы Россия отменила экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты. В начале 2010 года Россия обязалась поставлять Белоруссии без взимания пошлин 6,3 млн тонн нефти, а еще 15 млн тонн, из которой белорусские НПЗ производят нефтепродукты для экспорта, со стопроцентной экспортной пошлиной. Раньше Белоруссия платила треть от ее размера. Одновременно Россия стала взимать экспортные пошлины на нефтепродукты в торговле с Белоруссией.
Минск утверждает, что в условиях создаваемого Таможенного союза все поставки должны осуществляться беспошлинно, тогда как Россия хочет вынести вопрос о пошлинах на нефть и нефтепродукты за рамки нового образования. В Москве заявили, что готовы отменить пошлины лишь с 1 января 2012 года, когда должно заработать Единое экономическое пространство. Тогда же Казахстан должен будет поднять свои ввозные пошлины на автомобили до российского уровня.
Изначально предполагалось, что Россия получит 87,97 проц от поступлений всех импортных пошлин, Казахстан - 7,33 проц, а Белоруссия - 4,70 проц. В случае же отказа Белоруссии играть по правилам Таможенного союза пропорции изменили - России в этом случае доставалось 92,31 проц, а Казахстану - 7,69 проц.
Российские СМИ сообщали, что основные разногласия в рамках союза возникли именно между Москвой и Минском. В свойственной ему манере А.Лукашенко начал торг, 27 мая заявив, что он готов продать России контроль над "Белтрансгазом" и Мозырским нефтеперерабатывающим заводом, если "Газпром" снизит цены на газ для Белоруссии до российского уровня. При этом эксперты напомнили, что "Газпрому" и так принадлежит 50 проц акций "Белтрансгаза", а пакет этот куплен был по завышенной цене исключительно по политическим соображениям. Попытку А.Лукашенко продать "Белтрансгаз", как говорится, по второму кругу, чиновники в Москве в то же время восприняли как символ того, что Минск готов к диалогу. Но рискнет ли А.Лукашенко срывать начало работы Таможенного союза с 1 июля, в Москве до конца не понимали. В середине мая В.Путин заявил, что из-за разногласий сторон переход к свободному перемещению товаров на территории трех стран отложен на неопределенный срок.
"Мы должны проинформировать вас, что согласовать все вопросы нам пока не удалось. Есть чувствительные позиции для экономик России, Белоруссии и Казахстана", - заявил журналистам глава российского правительства по окончании переговоров с коллегами поздним вечером 21 мая.
В частности, тогда стороны не согласовали условия ввоза на территорию ТС иномарок, авиационной техники, а также экспорта в Белоруссию российских нефти и нефтепродуктов, причем последний вопрос считался самым спорным.
Тогда же СМИ сообщили о предложении премьер-министра Казахстана Карима Масимова С.Сидорскому снять все претензии по нефти и нефтепродуктам в обмен на отказ Казахстана от всех требований к Таможенному союзу: обнуление пошлины на ввоз самолетов и авиакомплектующих, разрешение физлицам ввозить по пониженной пошлине до 2 тонн иностранного товара, однако белорусский премьер отказался обсуждать эти предложения.
Напомним также, что в конце марта Минюст Белоруссии обратился в экономический суд СНГ с иском о правомерности взимания Россией таможенных пошлин на нефтепродукты, поставляемые Белоруссии, однако судьба этого запроса не ясна.
Эксперты при этом отмечают, что изначально в процессе создания Таможенного союза не учли того, что единые правила игры разрабатываются для стран с различным потенциалом национальных экономик. С одной стороны, интеграция должна привести к синергетическому эффекту, а с другой – велика вероятность того, что изначально страны по-разному смотрят на назначение Таможенного союза. Для России это геополитический проект, а для казахстанцев и белорусов - чисто прикладной, считают ряд аналитиков. При этом, когда лидеры стран отказались от принципа "политика выше экономики", стало ясно, что в основе интеграции должен лежать экономический, а не политический компромисс. Поэтому когда дело дошло до конкретных решений, появились серьезные разногласия.
Но есть ощущение, что логика экономических процессов будет диктовать дальнейшее развитие и союз будет создан, правда, создание Таможенного союза трех стран будет скандальным и сложным, а А.Лукашенко и в будущем не откажет себе в удовольствии бойкотировать принятие важных решений в рамках Таможенного союза. Другое дело, что белорусский лидер прекрасно понимает, что всякий раз нужно вовремя останавливаться, так как отказ от любой формы экономической интеграции в рамках СНГ на условиях Москвы, чреват для Минска экономической изоляцией от России, что поставит крест на политическом режиме А.Лукашенко.
