Парламентарий прокомментировал дискуссию вокруг данной правительственной инициативы, состоявшуюся накануне на заседании возглавляемого им комитета, который в итоге рекомендовал ее к принятию Госдумой в первом чтении. Он обратил внимание на тот факт, что во время обсуждения никто из его коллег, в том числе критиковавших резонансный законопроект, не отверг необходимость введения в целом института профилактики преступлений. "Концепция ранней профилактики действий, которые могут стать преступными, - это очень важная тема", - сказал парламентарий. Он напомнил, что "недопустимо много людей сейчас находятся в местах лишения свободы". "Есть механизм, который может сократить этот процесс, хотя понятно, что профилактика - это не все", - отметил В.Васильев. Он рассказал, что "сам работал на профилактической работе, всякий раз это было полезно, люди просто останавливаются вовремя, и это не приводило к тому, что кого-то лишают свободы".
При этом профильному комитету Госдумы еще только предстоит в рамках работы над законопроектом определиться, как именно ФСБ будет вести профилактику и делать упомянутые "предупреждения". "Предостережение, о котором идет речь, - это сообщение физическому лицу информации о том, что он попал в поле зрение ФСБ в связи с тем, что его действия могут впоследствии привести к составу преступления", - пояснил депутат.
В связи с этим В.Васильев отметил, что "достаточно много примеров, когда молодые, да и не только молодые люди, с которыми можно было бы провести профилактическую работу, оказавшись в зале суда и выслушивая приговор, говорили: если бы я знал, я бы это не совершил". "Вот чтобы не было этого запоздалого раскаяния, есть возможность /остановить человека/", - убежден он.
В то же время глава комитета пообещал, что "ко второму чтению мы будем дорабатывать этот вопрос". "Мы найдем формулу, которая не будет ущемлять права граждан", - заверил он. "Мы сумеем подготовить такой законопроект, который учтет все обеспокоенности, чтобы не произошло ущемление прав граждан, и в то же время даст инструмент ФСБ, чтобы ведомство не дожидалось, когда человек совершит преступление, и тогда привлекало его к ответственности, а проводило именно профилактическую работу", - изложил В.Васильев основную цель инициативы. "А человек уже будет вправе не среагировать на приглашение на профилактическую беседу, или прийти, выслушать и не изменить свое поведение, - предположил он. - Но будет у него и право, наоборот, не среагировать на приглашение, но изменить поведение". "Такие варианты будут прописаны в законе, сделать это просит именно ФСБ", - резюмировал В.Васильев.
Во время обсуждения документа в комитете уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин согласился с тем, что "нужно создать реально серьезный закон о профилактике преступности". Однако "в этом виде он плох, потому что он дискредитирует это уважаемое ведомство /ФСБ/", полагает омбудсмен. "Я убежден, что у ФСБ нет намерений вновь превратиться в этакого монстра бериевского типа и так далее", - продолжил он, предупредив, что "этот закон полностью открывает возможность для серьезной критики на этом направлении". Документ сейчас содержит "намек на то, что каждый гражданин может быть схвачен, ему скажут: делай это, а не то, иначе мы непонятно что сделаем", утверждал В.Лукин.