"Хочу всех поздравить с тем, что мы приобрели еще две очень красивые станции", - сказал на торжественной церемонии открытия станций мэр Москвы Юрий Лужков. "Метрополитен - это уже 182 станции с 300 км путей и сегодня мы открыли еще трехкилометровый участок", - отметил он. По словам Лужкова, согласно Генплану развития Москвы до 2025 года в метро будет построено еще 60 км путей, а в следующем году на Люблинско-Дмитровской линии планируется открыть три станции: "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово".
Так же сегодня здесь журналистам был презентован абсолютно новый метросостав. Все вагоны серебристо-голубого поезда оснащены системами кондиционирования и отопления пассажирского состава, камерами видеонаблюдения. Кроме того, впервые в новых вагонах применена система обеззараживания воздуха в пассажирских салонах.
Строительство "Достоевской" началось еще в 90-х годах прошлого века, а "Марьиной рощи" - более 10 лет назад. Главная проблема - финансирование, работы были заморожены и возобновились лишь несколько лет назад. Финансовый кризис 2008 года вновь отложил открытие станций - правда, теперь уже всего на полгода. Продление "салатовой" ветки столичного метро улучшит транспортную ситуацию в центре и на северо-востоке мегаполиса.
Станция "Достоевская" названа в честь писателя потому, что над ней располагается улица на которой родился Федор Михайлович. Еще не открывшись, интерьер станции стал поводом для обсуждений в интернет-блогах. Вестибюль станции украшают изготовленные из флорентийской мозаики иллюстрации к романам "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", а также декоративное панно с портретом автора - его разместили в торце станции. По стенам у лестниц символические композиции "Черный человек" и "Белый человек".
Все мозаики выдержаны в черно-белой гамме с небольшим вкраплением серо- голубого и темно-фиолетового оттенков. Эскизы фресок были сделаны в 1991 году и утверждались в главном архитектурно-проектном управлении города. Автором картин стал Иван Николаев, прежде оформивший станции "Боровицкая" и "Отрадное". На одном из панно Раскольников убивает старуху-процентщицу, на другом - Свидригайлов приставляет пистолет к виску, тема смерти присутствует и в других сюжетах.
Интернет-пользователи в связи с этим высказывали сомнения - не приведет ли это к росту числа суицидов и даже предполагали, что фрески будут демонтированы. Однако, их опасения попытался развеять начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев. По его мнению, оценка содержания фресок, украшающих станцию, - "дело субъективное, как, собственно, и подход к самим литературным произведениям, к которым эти фрески относятся. Не удивительно, что они вызывают различную реакцию, и это не плохо".
Дизайн станций метро, в том числе и "Достоевской", Гаев предлагает воспринимать в комплексе - со светом, цветом и другими дополнительными художественными и архитектурными деталями декора, "а не судить по отдельному черно-белому снимку, размещенному в Интернете". Лишь увидев внутренний зал станции целиком, можно будет понять, насколько реальны мнения о мрачности либо нейтральности его оформления.
"Марьина Роща" - 182-я по счету станция столичного метро, которая временно будет конечной на Люблинско-Дмитровской линии. Ее оформление выдержано в стиле самых первых станций подземки, но пилоны между залами здесь выше, чем обычно, и оригинально использован лекальный отделочный камень. Используя для облицовки традиционный мрамор, архитекторы сыграли на контрасте его цветов - основная плоскость пилона облицована розовым камнем с зелеными вкраплениями, а вертикальные трапециевидные вставки - из ярко-зеленого мрамора. С цветом пилонов изящно гармонирует цвет гранитного пола - бежевый, коричневый и темно-зеленый. Но главное украшение станции - 10 мозаичных панно на путевых и торцовых стенах.
В подземном пространстве сымитирован старинный городской ландшафт Марьиной Рощи, Останкина и других, расположенных поблизости районов. Пассажиры смогут увидеть интересное прошлое старых московских улочек. Эти пейзажные панно - первая работа для столичного метро народного художника России Сергея Горяева. Все изображения выполнены техникой римской мозаики в любимом русском пасторальном жанре. Мозаики отделаны рамами из кованого металла. Такое ажурное обрамление напоминает решетки ограды знаменитого дома Рябушинских у Никитских ворот, построенного архитектором Федором Шехтелем. Для всех панно есть специальная подсветка.
Выходы станции "Марьина Роща" будут находиться рядом с Шереметьевской улицей и Сущёвским валом. "Достоевская" выведет пассажиров прямо к театру Российской армии.
Участок "Трубная"- "Достоевская"-"Марьина Роща" стал центральной частью Люблинско-Дмитровской линии метро, которую предстоит продлить в обе стороны: на юге появятся станции "Борисово", "Шипиловская", "Зябликово", на севере планируется построить шесть станций, где конечной будет "Дегунино" на Дмитровском шоссе.
Московское метро - самый популярный столичный вид транспорта, принимающий на себя 56 проц всех московских пассажиров. В течение года столичное метро перевозит свыше 2,5 миллиардов человек - около трети населения Земли. По объему пассажиропотока метро Москвы, наземный транспорт которой все больше увязает в гигантских пробках, - мировой лидер. Столичная подземка перевозит более 9 млн человек ежедневно, хотя по протяженности линий занимает лишь пятое место после метро Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Токио. В столичном метро 12 линий общей протяженностью около 300 км, и, с сегодняшнего дня, уже 182 станции.