О деятельности компании по развитию транспортных коридоров сегодня в Санкт-Петербурге на Глобальной конференции по железнодорожным грузовым перевозкам рассказал директор Гипротранстэи ОАО "РЖД" Федор Пехтерев.
В силу географического положения России железные дороги страны являются естественным "сухопутным мостом" между государствами Восточной Азии и Европы. Поэтому одной из приоритетных задач, поставленных перед ОАО "РЖД" в утвержденной Правительством "Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года", является эффективная реализация транзитного потенциала страны.
- В соответствии с действующим межправительственным соглашением, ОАО "РЖД" активно содействует формированию целостной железнодорожной инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг", реализация потенциала которого связана с созданием прямого железнодорожного сообщения между Россией и Ираном в районе Каспийского моря, - рассказал Федор Пехтерев.
Завершение в ближайшие годы этой работы позволит впервые в истории создать железнодорожный "сухопутный мост" протяженностью около 4,5 тыс. км от Санкт-Петербурга до иранского порта Бендер-Аббас и соединить Северо-Западную и Центральную Европу со странами Персидского залива и Южной Азии.
По словам Федора Пехтерева, в рамках проработки западного маршрута коридора ОАО "РЖД" ведет активную работу с коллегами из Азербайджана и Ирана по проектированию новой железнодорожной линии на территории Ирана Решт - Астара /Иранская/ - Астара /Азербайджанская/ протяженностью 170 км.
Коридор "Восток - Запад" на территории России в ее европейской части частично совпадает с панъевропейским транспортным коридором 2 /Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород/, а в азиатской части - с Транссибирской железнодорожной магистралью.
Наиболее перспективными для привлечения к перевозкам по коридору "Восток - Запад" являются грузы в торговле со странами Европы северных и северо-восточных районов Китая, Республики Корея, а также Японии.
Плодотворным может стать сотрудничество с Казахстаном для привлечения грузопотока между западными регионами Китая и европейскими странами, используя ответвление коридора "Восток - Запад", проходящее через пограничные переходы Достык /на казахстанско-китайской границе/ и Карталы /на российско-казахстанской границе/, а также с Монголией.
В июне 2009 года в ОАО "РЖД" разработана и принята "Программа действий по развитию контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года", так называемый продукт "Транссиб за 7 суток".
- В Программе запланировано поэтапное повышение маршрутной скорости и сокращение сроков доставки транзитных грузов в контейнерах на маршруте Находка - Красное /граница с Белоруссией/ с существующих 910 км/сутки до 1500 км/сутки - к 2015 году, - отметил Федор Пехтерев.
Таким образом, уже в 2012 году будет обеспечена реальная возможность доставки контейнерных грузов от восточных до западных границ России за 7 суток, а до 2015 года - за 7 суток будет преодолеваться расстояние до Бреста /белорусско-польская граница/.
По слова Федора Пехтерева, ожидаемым результатом внедрения этого транспортного продукта является существенный рост объемов перевозок транзитных грузов в контейнерах в сообщении между странами Восточной Азии и Европы /до уровня 500 тыс. ДФЭ ежегодно/. В дальнейшем планируется распространение этого инновационного транспортного продукта на другие основные направления сети железных дорог России.
ОАО "РЖД" активно сотрудничает с зарубежными партнерами в области развития существующей и строительства новой железнодорожной инфраструктуры.
Так, крупнейшими совместными инфраструктурными проектами, непосредственно влияющими на возможность привлечения дополнительных объемов перевозок транзитных грузов в контейнерах в евроазиатском сообщении, являются модернизация Монгольских железных дорог, строительство железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм Кошице - Братислава - Вена и реконструкция железнодорожной линии Хасан - Туманган - Раджин со строительством контейнерного терминала в порту Раджин /КНДР/.
По словам Федора Пехтерева, данные мероприятия и проекты позволят расширить использования потенциала российских железных дорог как "сухопутного моста" между странами Азии и Европы.