Госдолг в ближайшие три года будет увеличиваться с 13,6 проц ВВП в 2011 г до 17,4 проц ВВП в 2013 г. Это предусматривается основными направлениями долговой политики РФ на 2011-2013 гг, которые Министерство финансов РФ представило на сегодняшнем заседании правительства РФ.
Стоит отметить, что ведомство продолжает уже реализуемую им политику. В стремлении сохранить средства Резервного фонда приоритетным направлением для Минфина на текущий момент стали заимствования на внутреннем рынке, хотя и на внешнем рынке в рамках выпуска евробондов в 2010 году ведомству удалось привлечь 5,5 млрд долл, отмечается в комментарии банка "Траст". Однако в силу ограниченности спроса на такие займы становится очевидно, что для покрытия дыр в бюджете Минфин может возобновить расходование средств Резервного фонда. На внешнем рынке в рамках выпуска рублевых евробондов рассматривается возможность привлечения около 1,0-3,0 млрд долл, что на наш взгляд, в отсутствие каких либо шоков на зарубежных рынках, кажется вполне реальным, - отмечают в "Трасте".- В отношении внутренних заимствований, с учетом размещенных с начала года около 320 млрд руб, ведомство может привлечь еще порядка 800 млрд млрд /из лимита 1,2 трлн руб, согласно закону о бюджете/, однако мы считаем, что при текущей рыночной ситуации, Минфин в лучшем случае разместит около половины этих средств".
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики на 2011-2013 гг, являются дефицит федерального бюджета, низкий уровень государственного долга, и ситуация на мировом рынке капиталов, складывающаяся в 2010 году в пользу долговых инструментов стран развивающихся рынков.
Что касается дефицита, то, как сегодня отметил премьер-министр РФ Владимир Путин, он может стать бездефицитным ранее, чем в 2015 г. "Линия на сокращение дефицита будет продолжена и в дальнейшем. К 2013 году он станет меньше 3 проц ВВП, затем добьемся и нулевого дефицита, а может быть и раньше", - сказал он.
Ранее глава правительства заявлял, что бюджет может стать бездефицитным уже в 2015 г.
Определяясь с долговой стратегией, Минфин исходил из того, что в 2011 г дефицит бюджета будет на уровне 3,6 проц ВВП, в 2012 г - 3,1 проц и в 2013 г - 2,9 проц.
По мнению Минфина, важная дилемма заключается в том, расходовать ли в целях финансирования дефицита бюджета средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния или использовать государственные займы.
В пользу первого варианта финансирования бюджетного дефицита Минфин приводит тот аргумент, что размер Фонда национального благосостояния и Резервного фонда не является определяющим фактором для инвесторов и рейтинговых агентств, которые при оценке долговой устойчивости государства ориентируются, в первую очередь, на объемы золотовалютных резервов. Вместе с тем Минфин аргументирует целесообразность сохранения бюджетных фондов тем, что они обеспечивают гарантированное финансирование дефицита федерального бюджета в случае возникновения кризисной ситуации на рынке долговых инструментов, а также снижают необходимость выпуска облигаций Банка России.
Внешние займы также имеют преимущества. Национальная экономика получает дополнительные финансовые ресурсы, в том числе долгосрочные, без необходимости перераспределения имеющихся ресурсов внутри страны, полагает Минфин. Государство получает возможность привлечения средств в условиях ограниченных возможностей внутреннего рынка. Кроме того, внешние заимствования формируют ориентиры по доходности для корпоративных эмитентов, размещающих свои долговые бумаги, и способствуют снижению стоимости заимствований для российских компаний;
Не стоит оказываться и от внутренних займов, которые не сопряжены с валютным риском для федерального бюджета. Такие займы стимулируют развитие внутреннего финансового рынка, и, учитывая текущую ситуацию в экономике, в ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних рынках.
В целом решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансового рынка, резюмирует Минфин.
В ближайшие годы он будет актуально поддерживать сбалансированную по срокам структуру госбумаг, обеспечив инвесторам более широкий выбор облигаций по срокам Важно также сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала - осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд долл ежегодно.
Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-летними и 10-летними ценными бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.
Идея Минфина не слишком вдохновила аналитиков. Как отмечает аналитик "Инвесткафе", Антон Сафонов, такие масштабные заимствования в течение нескольких лет подряд могут привести к снижению рейтинга России со стороны международных агентств.
"На 2011 год планируется дефицит бюджета около 1,9 трлн руб, а на 2012 год – 1,6 трлн руб, при этом расходы уменьшать не планируется, - рассуждает он. - С учетом того, что на 1 сентября 2010 года объем Резервного фонда составлял 1,229 трлн руб, скорее всего, средства Резервного фонда будут израсходованы уже в 2011 году. Для финансирования дефицита бюджета придется прибегать к постоянным заимствованиям. Конечно, на внутреннем рынке ежегодно привлекать около 50 млрд долл невозможно, поэтому Минфин вынужден выходить на международные рынки".
Правительство планирует сокращение бюджетных расходов до 19 проц ВВП к 2013 году, но этого явно недостаточно, считает он. Необходимы срочные меры по сокращению бюджетных расходов в ближайшие годы, убежден А.Сафонов
