Рейтинг@Mail.ru
Электричка убыточна? Да здравствует электричка! - 12.12.2012, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Электричка убыточна? Да здравствует электричка!

Читать Прайм в
Дзен Telegram

По его словам, в 2009 г убытки РЖД от пригородных пассажирских перевозок составили 27,7 млрд руб. При этом объем компенсаций от субъектов РФ составил всего 2,8 млрд руб.

Г.Гришин также сообщил, что есть решение, согласно которому с 1 января 2011 г убытки от пригородных пассажирских перевозок не будут компенсироваться за счет грузовых. В связи с этим ОАО "РЖД" в 2009 г проводило и сейчас продолжает проводить переговоры с субъектами РФ о заключении договоров о компенсации убытков. По его словам, на 2010 год поставлена задача получить от субъектов РФ компенсацию в объеме 50 проц.

В 2010 году компания уже заключила договора с 51 субъектом РФ, но есть ряд регионов, которые отказались подписать договора – Калининградская область, Приморский и Ставропольский края. Кроме того, власти в Калининграде отказываются идти навстречу при создании пригородной пассажирской компании, сказал Г.Гришин.

"Может ситуация дойдет и до того, что мы по ряду субъектов прекратим пригородное сообщение", - сказал Г.Гришин. Он напомнил о действующем постановлении правительства РФ, согласно которому субъект РФ должен компенсировать расходы, которые перевозчик несет на территории этого региона.

Не слишком хорошо идут дела и в 2010 году – в начале июня президент РЖД Владимир Якунин заявил, что в 2010 году перевозчик ожидает убытки от пригородных перевозок не менее чем в 33 млрд руб. При этом компенсации выпадающих доходов, по словам главы компании, "все равно не решат проблемы убыточности пригородного комплекса".

По мнению компании, спасти пригородные перевозки сможет создание пригородных пассажирских компаний, которое предусмотрено стратегической программой РЖД и является одним из элементов реформы железнодорожного транспорта. Вновь созданным ППК, по идее будет проще осуществлять бизнес, поскольку "новичкам" проще арендовать инфраструктуру, считают в РЖД. Кроме того, различные преференции компаниями могли бы предоставлять сами регионы, компенсируя убытки ППК, если возникнет необходимость.

Правда, регионы не слишком стремятся к созданию этих компаний, посему планируется, что федеральное правительство выделит регионам в 2011 году 35 млрд руб в виде субсидии на пригородные перевозки. В настоящий момент создано около 20 ППК, вместо запланированных 26 к 2011 году.

"Одним выделением средств проблему не решить", - считает глава комиссии парламента Ленобласти по бюджету и налогам Анатолий Зайцев. Область не будет участвовать в создании пассажирской компании, но при этом готова выполнять федеральные положения в сфере компенсации проезда льготников, а также полностью компенсировать комплекс потерь от пригородных пассажирских перевозок на территории региона.

Рассуждения об убыточного пригородного пассажирского сообщения приводятся практически постоянно. В связи с этим Всероссийский центр изучения общественного мнения /ВЦИОМ/ озадачился вопросом, а можно ли заменить электричку? В ходе проведенного исследования, охватившего 2400 взрослых жителей областных и районных центров Московской, Ленинградской, Свердловской и Новосибирской областей, регулярно пользующихся услугами пригородного сообщения, выяснилось, что пригородные перевозки особенно востребованы в регионах с высоким уровнем маятниковой миграции.

Электричка, порой, является единственным способом добраться до места назначения, а, в Московской области, например, пригородными электричками каждый день пользуются 15 проц опрошенных, а 12 проц – каждый рабочий день. Принцип скорости важен для измученных автомобильными пробками москвичей: 61 проц опрощенных сказали, что на "электричке быстрее". 39 проц опрошенных жителей Новосибирской области указали, что иначе до месте назначения не добраться, что говорит о неразвитости транспортной инфраструктуры в регионе. 24 проц жителей Ленобласти указали, что на электричке надежнее, в то время как для 8 проц опрошенных из Свердловской области этот фактор имеет ключевое значение.

Значительное сокращение частоты движения пригородных электричек серьезно скажется на структуре поездок большинства /57-69 проц/ пассажиров. В этом случае существенная часть жителей столичного региона 39 проц будет вынуждена переключиться на другой вид транспорта, а в Свердловской и Новосибирской областях более трети респондентов /39 проц и 37 проц соответственно/ намерены полностью отказаться от пригородных поездок по железной дороге, так как не имеют другой возможности добраться до места назначения.

Резкий рост тарифов на пригородный транспорт на пригородный транспорт приведет к существенным изменениям в использовании данного вида транспорта населением.13 проц жителей Подмосковья перестанут покупать билет, а 16 - вообще прекратят пользоваться электричками. В Ленобласти таковых 23 проц, в Свердловской 24 проц, в Новосибирской 18 проц. Кстати, по этому поводу 10 проц опрошенных жителей последней готовы принять участие в акции протеста. Среди жителей Московской области таковых 3 проц.

Главной альтернативой пригородным электричкам для большинства пассажиров является автобусное сообщение /62-68 проц/, но при этом подавляющее большинство участников исследования /84-92 проц/ отрицательно относятся к возможности замены пригородных электропоездов автобусным сообщением. "Спокойнее всего к такому нововведению отнеслись бы жители Новосибирской области", - сказал сегодня глава ВЦИОМ Валерий Федоров.

По мнению абсолютного большинства респондентов, отказ субъектов Федерации от выплаты местным пригородным пассажирским компаниям компенсации за перевозку пассажиров негативно скажется на пассажирских перевозках и приведет, в первую очередь, к значительному росту тарифов /50-73 проц/. Кроме того, это повлияет на возможность сокращения частоты пользования пригородным железнодорожным транспортом - 19-56 проц, и приведет к переходу пассажиров на другой вид транспорта /от 19- 36 проц/.

О митингах и протестах в этом случае говорят 14 проц жителей Подмосковья, 23 проц – Ленобласти, 28 проц – Свердловской и 15 проц- опрошенных из Новосибирской области.

Правда, к кому обращать своей протест, россияне, судя по всему, не знают.

Как сообщил В.Федоров, россияне не знают, на кого возложена ответственность за организацию пригородного пассажирского сообщения. Они не разделяют роль перевозчика и обязанности региональных властей по формированию транспортного заказа, считая, что всем заправляет ОАО "РЖД" - тарифами, расписанием, перевозками.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала