Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на Нобелевский комитет, в этом году в его адрес поступило рекордное количество кандидатур. К 1 февраля в Осло было прислано 237 заявок, 199 из которых - это различные общественные деятели, остальные - организации.
Полный список кандидатов строго засекречивается на 50 лет. Однако, сами заявители, в число которых могут входить депутаты национальных парламентов, профессора, предыдущие лауреаты, а также члены комитета, вправе при желании озвучить внесенное ими предложение.
Среди раскрытых таким образом имен в этом году значатся "отцы" Интернета Винтон Серф, Тим Бернерс-Ли и Лоренс Робертс, премьер-министр Зимбабве Морган Тсвангираи и колумбийский политик Пьедад Кордоба, ведшая переговоры с левоэкстремистской организацией Революционные вооруженные сил Колумбии /РВСК/.
В числе известных номинированных есть россиянка Светлана Ганнушкина, которая возглавляет комитет "Гражданское содействие", оказывающий поддержку вынужденным мигрантам. Она также входит в Совет по правам человека при президенте РФ.
Кроме того, на получение премии выдвинуты рок-вокалист ирландской группы U2 Боно, известный своей гуманитарной деятельностью на африканском континенте, и бывший губернатор Иллинойса Джордж Райан, наложивший в штате мораторий на смертную казнь, однако сам отбывающий сейчас наказание в тюрьме по обвинению в коррупции.
Из числа номинированных организаций достоянием общественности стали кандидатуры Специального суда по Сьерра-Леоне и Евросоюза. Как заявил секретарь Нобелевского комитета Гейр Люндестад, ЕС он считает хотя и абсолютно достойным премии, но маловероятным лауреатом. "Комитет разделен в этом вопросе точно так же, как и норвежский народ", - прокомментировал он свою позицию на национальном телевидении.
Церемония вручения премии мира пройдет 10 декабря, в день смерти Альфреда Нобеля, в ратуше Осло.
Остальные Нобелевские премии /в области литературы, физиологии и медицины, физики, химии/, а также премия Банка Швеции по экономике присуждаются в Стокгольме. Как предполагается, премию мира Нобель доверил именно норвежскому парламенту только потому, что при его жизни "страна фьордов" еще была объединена унией со Швецией и, следовательно, не вела собственной внешней политики.