Пенсионный фонд рекомендует страхователям не откладывать отчетность на конец месяца и представлять ее в соответствии с графиками, поскольку в отношении плательщиков страховых взносов, нарушивших сроки представления отчетности, законодательством предусмотрено применение штрафных санкций.
Для снижения трудовых и временных затрат работодатели могут использовать программы для формирования электронной отчетности. Формы отчетности, рекомендуемый порядок их заполнения и программы для подготовки отчетности размещены на официальном сайте Пенсионного фонда в разделе "Работодателям".
Напомним, с 1 января 2010 года все российские работодатели вместо единого социального налога в Федеральный бюджет уплачивают страховые взносы в бюджеты Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и социального страхования. При этом контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование осуществляет ПФР и его территориальные органы, а взносов, поступающих в систему социального страхования, – Фонд социального страхования.
Всего в течение года работодателям необходимо представить четыре отчетности – за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. Отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам работодателям необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально до 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.
Пенсионный фонд Российской Федерации напоминает работодателям, если численность работников превышает 100 человек, то предоставлять отчетность необходимо в электронном виде с электронно-цифровой подписью. С 2011 года это правило будет действовать для организаций с численностью работников более 50 человек. Внедрение электронного документооборота между страхователями и органами ПФР сокращает трудозатраты как организаций, так и территориальных органов ПФР при приеме и обработке отчетности, обеспечивает своевременность и оперативность представления отчетности страхователями.