"Фактически уже сейчас Транспортная стратегия-2030 является устаревшей, так как она разрабатывалась до кризиса, а кризис внес свои коррективы в распределение средств на различные, в том числе транспортные нужды", - считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. В целом же, главным недостатком стратегии политолог считает отсутствие в ней инновационной составляющей. "При том, что в транспортной отрасли как ни в какой другой необходимы новые технологии", - подчеркнул он.
В свою очередь, экс-чиновник Минтранса, а ныне директор партнерства дорожных проектных организаций "РОДОС" Саид Хайбуллин отметил, что Транспортная стратегия фактически существует только на бумаге, тогда как в реальной жизни "отрасль живет отдельными поручениями сверху". "При этом полномасштабная и продуманная стратегия очень нужна", - сказал он.
Эксперты разошлись во мнениях, в каком состоянии сегодня находится транспортная отрасль в России, но оценки только негативные - от "полного упадка" до "стагнации". Прежде всего, это выражается в том, что масштабы дорожного строительства не соответствуют потребностям развития инфраструктуры. Это связано во многом с коррупцией, считают эксперты. "Так называемые "откаты" достигают 70 проц от стоимости муниципального или регионального заказа на строительство дороги", - отметил экс-глава Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Григорий Томчин. В результате, стоимость дорог существенно возрастает. Томчин привел в пример участок Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга, один километр строительства которого, по его словам, обходился в 118 млн долларов.
Между тем, считает экс-депутат, в транспортную Стратегию должен быть заложен потенциал России как транзитной территории между Европой и Азией. "Необходимо принять программу, по которой за 10 лет будут построены 25 тыс км дорог в 6-8 полос из одного конца страны в другой", - уверен Томчин. "Предложенная Минтрансом стратегия, по сути, носит колониальный характер, предполагая прежде всего реализацию подходов к месторождениям, к крупным портам. А это неправильные приоритеты", - отметил президент Евроазиатского транспортного инновационного центра Станислав Гончаренко. По его мнению, необходимо, прежде всего, направить усилия на упрочнение транспортных связей между востоком и западом страны.
Закрывая заседание "круглого стола" Алексей Макаркин выразил надежду, что сегодняшнее экспертное обсуждение даст импульс к пересмотру долгосрочной транспортной стратегии.