Напомним, что в 2006 году ЕС после президентских выборов в Белоруссии ввел визовые санкции в отношении высокопоставленных белорусских чиновников. Но осенью 2008 года ЕС, приветствуя освобождение политических деятелей из белорусских тюрем, приостановил режим визовых санкций. В апреле 2009 года ЕС продлил мораторий на визовые санкции до конца 2009 года. А позже мораторий на действие санкций в отношении белорусских чиновников продлили до октября текущего года.
При этом, как подчеркивают в ЕС, на окончательную отмену санкций в отношении высокопоставленных лиц Белоруссии Евросоюз готов пойти только в случае прогресса страны на пути демократических реформ. Кроме того, ЕС будет тестировать Минск на демократичность в ходе предстоящих в Белоруссии 19 декабря президентских выборов, призывая белорусские власти провести эту кампанию в соответствии с нормами и стандартами международного права.
Европейские дипломаты накануне в Брюсселе согласовали вопрос о продлении санкций и текст соответствующего заявления. В документе, который будет принят министрами иностранных дел стран Евросоюза /ЕС/, говорится, что Совет ЕС "глубоко сожалеет об отсутствии прогресса" в Белоруссии в таких областях, как верховенство закона, права человека.
Между тем, в документе отмечается: "Совет вновь напоминает о критической важности политики ЕС в отношении Белоруссии и необходимости сохранить политический диалог с Белоруссией на высоком уровне как способе найти взаимопонимание и создать возможность для решения тех проблем, которые вызывают беспокойство".
В тоже время, обсуждение документа показало, что участники заседания по-разному понимают содержащуюся в заявлении формулировку "критическая важность". Некоторые европейские дипломаты интерпретировали это в том смысле, что ЕС негативно оценивает ситуацию в Белоруссии. По мнению других, эта фраза означает, что отношения ЕС с республикой находятся в критической точке из-за предстоящих выборов.
Кроме того, Еврокомиссия разработала специальный план для Белоруссии по реформам, которые могут быть проведены в течение трех-пяти лет. Но этот план будет запущен после выборов, если они пройдут без грубых нарушений.
Белорусская оппозиция поддерживает готовящееся решение ЕС о продлении санкций в отношении ряда высших должностных лиц страны, включая А. Лукашенко, однако заявляет, что такими полумерами заставить режим провести в республике демократические реформы невозможно. "Европа устала бороться с режимом Лукашенко. С одной стороны, Европа предпринимает определенные шаги для того, чтобы повлиять на Лукашенко, с другой стороны - Европа все больше и больше склоняется к потеплению отношений с правящим режимом, - считает претендент в президенты от Партии БНФ Григорий Костусев. По его словам, продление санкций свидетельствует о том, что Европу волнует ситуация накануне президентских выборов".
"Европа понимает реальное положение вещей в наше стране. Но на Лукашенко и его окружение эти санкции никак не влияют - к ним нужно применять более жесткие меры. Но Европа на это пока не идет. В свое время и Европа, и США обещали раскрыть информацию о зарубежных счетах белорусских правителей: где, в каких странах, какие суммы хранит белорусское руководство. К сожалению, дальше заявлений дело не пошло. Более того. Самое интересное, что список невыездных не расширяется. И если сами чиновники, стоящие на страже режима, не могут выезжать в Европу, то эти санкции не распространяются на их семьи. Их семьи разгуливают по Европе, их дети учатся в престижных учебных заведениях Англии и других европейских стран. Чиновники, стоящие на страже режима, для своих близких выбирают лучшую жизнь в цивилизованных странах. Мы неоднократно передавали в отдельные европейские посольства подобные факты, но Европа пока не идет на ужесточение санкций, - резюмировал представитель БНФ.
"Это ожидаемое решение. Белорусские власти не использовали свой шанс для налаживания нормальных отношений с Европейским Союзом. Демократизация для белорусских властей является явно неприемлемой: считать голоса на выборах, прислушиваться к собственному народу, не избивать активистов - для белорусской власти это неприемлемо. Если бы Евросоюз принял иное решение, тогда возникла бы масса вопросов к Евросоюзу, - полагает претендент в президенты от Конгресса европейского выбора Николай Статкевич. По словам политика, "санкции держат белорусскую власть в подвешенном состоянии". "Когда начинаются танцы и заигрывания между представителями Евросоюза и официального Минска - это деморализует белорусскую оппозицию, особенно в регионах: столько лет положили на алтарь европейских ценностей - и все напрасно? И приезд в Минск президента Литвы - это просто аморальный поступок. Не знаю, за какие копейки она сюда приезжала, но это просто недопустимый шаг со стороны руководства Литвы. Не думаю, что этот приезд будет способствовать нормальным двусторонним отношениям в будущем", - возмущается Н.Статкевич.
"Заморозка санкций в отношении 36 из 41-го чиновника - это показатель того, что Евросоюз готов идти на компромиссы, но не готов больше делать политические подарки официальному Минску. Это взвешенное, прагматичное решение,- считает кандидат в президенты страны от Объединенной Гражданской Партии Ярослав Романчук.- Мы сделали много для того, чтобы решение было таким или вообще этот вопрос рассматривался после выборов. Мы встречались с министрами иностранных дел Польши, Германии, Швеции, Норвегии и предлагали либо вернуться к рассмотрению вопроса после выборов, либо принять именно такое решение".
Политик считает, что "если Лукашенко выполнит обещания, данные президенту Литвы /если представители оппозиции войдут в избирательные комиссии всех уровней, если демократические претенденты будут зарегистрированы кандидатами, если не будет препятствий для общения кандидатов с людьми, если не будет 30-проц вброса бюллетеней по досрочному голосованию – прим.ред/, думаю, что 20 декабря мы проснемся уже в совершенно иной стране. И проблема с визовыми санкциями отпадет сама по себе".
В свою очередь, кандидат в президенты Алесь Михалевич убежден, что визовые санкции "тормозят развитие двусторонних отношений". "Но Евросоюз должен дождаться шагов навстречу со стороны официального Минска. Думаю, что эти санкции в конечном итоге будут отмены, но Минск должен пойти навстречу. Я не думаю, что этим шагом навстречу станут президентские выборы", - добавил политик.
Насколько непростым было обсуждение вопроса по визовым санкциям в отношении белорусских чиновников свидетельствует тот факт, что еще месяц назад сообщалось, что ЕС не станет "замораживать" отношения с Белоруссией. Как отмечал ранее министр иностранных дел республики Сергей Мартынов, Брюсселю невыгодно такое развитие событий, "поскольку у сторон есть взаимная заинтересованность в более серьезном и глубоком сотрудничестве". "Есть разногласия, которые, естественно, делают не всегда возможным быстрый пробег по этому пути, но совершенно очевидно, что существует взаимная заинтересованность в углублении отношений", - сказал министр.
Стоит при этом отметить, что еще пару лет назад, когда отношения ЕС и России носили сложный и нервных характер по нескольким причинам: война в Грузии, деструктивная политика прежнего руководства Польши, газовая война Москвы и Киева, которая вызвала недовольство в Брюсселе и пр. – в ЕС действительно рассматривали возможность развития экономических связей с Белоруссией, хотя бы ради того, чтобы досадить ее партнеру по Союзному государству – России.
В настоящий момент тон критических заявлений Москвы в адрес Минска значительно жестче, нежели критика режима А.Лукашенко европейцами, которые считают себя истинными носителями демократических традиций в мире.
Кроме того, в ряде белорусских СМИ появилась неофициальная информация о том, что Россия не признает результатов выборов 19 декабря и откажет, таким образом, А.Лукашенко в легитимности.
Между тем, российские наблюдатели более сдержанны в своих оценках в отношении перспектив отношений России и Белоруссии. В частности, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов связывает конфликт А.Лукашенко и российских лидеров с возможным изменением приоритетов во внешней политики Кремля. Политолог попытался понять, с какой целью Москва пошла на обострение. Только ли, как выразился Ф.Лукьянов, чтобы поставить белорусского "батьку" на место, либо Россия решила поменять принципиальные установки во внешней политике, отказавшись от создания зоны влияния на постсоветском пространстве в пользу "большой интеграции" России с Европой /вступление в ВТО, развитие более тесных отношения с ЕС через отмену визового режима и прочее/.
При этом Ф. Лукьянов признает, что для него остается неясным суть стратегии Кремля. По его словам, если исходить из последних событий, "тренд идет в обоих направлениях" - по инерции продолжается рутинная работа в рамках "Союзного государства" и Таможенного союза, а с другой стороны, Москва всячески стремится укрепить свою европейскую политику.
В свою очередь, эксперт немецкого фонда Бертельсмана Корнелиус Охман полагает, что вышеназванные стратегические направления не являются взаимоисключающими, в равной степени отвечая российским интересам. Без "большой интеграции" с Западом, по мнению К.Охмана, Москва не сможет провести модернизацию страны. От сохранения влияния на постсоветском пространстве Кремль также не откажется, хотя его политика здесь заметно изменилась. К.Охман уверен, что конфликт, прежде всего, связан не с политикой, а с экономикой. Россия больше не желает оказывать финансовую поддержку соседям, как это было в 90-ые годы. Поэтому и нынешнее белорусско-российское противостояние, добавляет К.Охман, вполне вписывается в канву политики России последних трех-четырех лет на постсоветском пространстве.
Не исключено, что в Европе также пытаются уловить вектор отношений Москвы и Минска после президентских выборов 19 декабря, отсюда и некая нерешительность в вопросе с визовыми санкциями к белорусским чиновникам.
