Что и говорить, звучит оптимистично. Но так ли все радужно на самом деле? И можно ли считать, что банковский сектор благополучно преодолел кризис?
По мнению ведущего эксперта Института "Центр развития" ГУ-ВШЭ Дмитрия Мирошниченко, со всеми тезисами С. Игнатьева можно согласиться, но придется добавить "но". Приблизительно также оценивает ситуацию в банковской сфере и член комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, о чем сообщили эксперты на сегодняшней пресс-конференции.
Ситуация стабильна, нет взлетов и падений, но нет и положительной динамики, указал Д.Мирошниченко. Банковская система не может быть здоровой в условиях, когда экономике в целом не здоровится. А ей не здоровится, считает эксперт – стагнация продолжается, и несырьевой сектор работает плохо. "Отсюда и пробуксовка в банковском секторе", - говорит он. Два года назад, накануне кризиса, банковский сектор был наиболее устойчив среди всех секторов экономики, он успел накопить "жирок", прошел через период нестабильности и выжил. Сегодняшние показатели работы банковской сферы неплохи относительно других секторов, рассуждает эксперт.
В настоящий момент ситуация с ликвидностью благоприятна. Но если до кризиса банки накапливали рублевую ликвидность, то сейчас не спешат расставаться с валютой, отмечает Д.Мирошниченко.
Рассуждая о ситуации с "плохими" долгами, нельзя не согласиться с С.Игнатьевым – ситуация действительно стабильна. Правда, не стоит забывать о том, на каком уровне произошла эта стабилизация, напоминает аналитик. Этот уровень /весна-2010 г/, по его оценке, нельзя считать положительным фактором. Кроме того, не стоит доверять официальным цифрам, частенько включающим в себя элемент "бухгалтерской химии". Необходимо следить за косвенными показателями уровня задолженности – идет ее погашение или нет, указывает экономист.
"Чтение баланса между строк говорит о том, что уровень реальной просрочки составляет 20 проц, что выше официальных цифр", - говорит Д.Мирошниченко. Проблема "просрочки" в том, что плохо работающая экономика не позволяет растворить эту задолженность в новых доходах. Проблему можно решить единственным способом – через ускорение инфляции, подчеркивает экономист. Доля "плохих долгов" с ускорением роста цен будет просто "растворяться". И именно с "вечным злом" российской экономики – инфляцией связывают свои надежды банкиры.
Также "бухгалтерской химией" называет Д.Мирошниченко данные о том, что банки вернулись к докризисным уровням прибыльности. "Стоит различать реальную прибыль и бумажную", - говорит он. С начала кризиса наши банкиры научились маскировать проблемы с помощью, например, так называемой операции "перекредитования", когда вместо того, что списывать долг в просрочку, неплательщику выдают новый кредит, которым он и расплачивается по старому займу. "Я - банкир, выдал кредит в 100 рублей, - рассказывает экономист. - Заемщик должен вернуть мне долг через год. Год проходит, денег нет. Я могу, конечно, обратиться в коллекторское агентство и попытаться решить проблему его помощью, особенно не надеясь на результат, могу "повесить" долг на "просрочку", тем самым испортив себе отчетность… А могу дать клиенту новый кредит на 110 рублей, из которого будет погашен старый долг и проценты". Таким образом, образуется рост прибыли, капитала и кредитной активности. А в реальности кредиты как не погашались, так и не погашаются. Не менее трети банковских доходов и трети роста кредитного портфеля – "рисовка", указал Д.Мирошниченко.
Настороженно стоит относиться и к данным по росту депозитов, свидетельствующее о сильном притоке средств в 2009-2010 гг по вкладам населения. Д.Мирошниченко напоминает, что переоценка средств в связи с падением курса рубля давал прирост по номиналу. Кроме того, вклады пересчитывались в связи с начислением процента по депозиту, что также давало прирост. "Если очистить от "бухгалтерской мишуры", то становится видно, что с марта по сентябрь 2009 года в годовом выражении происходил отток средств населения", - говорит экономист.
В целом ситуация далека от критической. И банковская сфера чувствует себя лучше, чем вся экономика в целом, резюмирует аналитик, отмечающий, что опасности системного кризиса в настоящий момент нет. "Даже если будут возникать проблемы у отдельных банков, это не скажется на состоянии всей системы в целом", - указывает он.
