Ранее сообщалось, что такие автомобили закупали, в частности, Федеральная служба охраны /ФСО/ и МВД. Первоначально в "черный" список попало и Минобороны, однако военные довольно быстро открестились от этого скандала, заявив, что сотрудники министерства на машинах марки Mercedes "не ездят уже очень давно.
"Минобороны РФ не осуществляло и не ведет закупок автомашин марки "Мерседес" для нужд ведомства, - заявлял ранее официальный представитель Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов. В ряде СМИ появились сообщения о том, что последние "мерсы" покупались Минобороны в 1993 году для бывшего тогда министром обороны Павла Грачева. Но после скандала в СМИ под общим названием "Паша-Мерседес" Минобороны эти машины продало на аукционе и несколько лет вообще не рисковало закупать машины за границей. Следующие иномарки появились у военных только в 2001 году - это были BMW, но и эти автомобили были собранные на заводе в Калининграде.
Кроме того, в августе стало известно, что Департамент собственной безопасности МВД закончил проверку материалов по коррупционному скандалу с продажами автомобилей марки Mercedes. Официальные представители МВД тогда итоги проверки не комментировали, но, источники в МВД сообщили, что "все документы, связанные с закупками автомобилей Мерседес для системы МВД, были оформлены в соответствии с действующим законодательством, злоупотреблений в этом плане не выявлено". А ведь, между тем, само руководство концерна Daimler AG весной 2010 года было вынуждено заявить, что компания платила "откаты" при продаже машин российским государственным структурам. Стоит отметить, что именно после признания Daimler AG своей нечистоплотности при оформлении крупных контрактов стало возможным заключение мирового соглашения между автомобильным концерном и Минюстом США – последний вскрыл коррупционную составляющую в схемах реализации машин в десятках странах мира.
Так почему же в России история с "откатами" при закупках Mercedes рядом государственных структур снова "проехалась" по информационному полю российских СМИ?
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС директор Института национальной стратегии Станислав Белковский, привлечение внимания общественности к этому делу следует считать "логическим продолжением недавней беседы Дмитрия Медведева с начальником контрольного управления Администрации президента Константином Чуйченко, на которой последний доложил президенту, что объем воровства в системе госзакупок оценивается в 1 трлн рублей".
Напомним, что во время встречи с главой государства 29 октября К.Чуйченко сообщил, в частности, что "в данный момент на рынке закупок для государственных и муниципальных нужд расходуется до 5 трлн рублей бюджетных средств … В этой сфере работают порядка 260 подрядчиков и поставщиков, ежегодно более 10 млн контрактов заключается. Экономические эффект от очищения порочных закупок, по самым консервативным оценкам, может превысить 1 трлн рублей".
Как говорит С.Белковский, СКП дали понять, что нужно как-то реагировать на озвученные цифры и принимать меры, поэтому следователи и решили реанимировать скандальную историю с госзакупками машин Mercedes. "Я бы не стал при этом говорить, что на следственные органы оказывается политическое давление. Тем более, что в ближайшее время никакой конкретики по этому делу общественности не сообщат. По крайней мере, никаких громких имен коррупционеров среди высокопоставленных чиновников никто называть не собирается", - отмечает он. "Заявление СКП о возбуждении уголовного дела за мошенничество при оформлении сделок по немецким машинам, призвано, скорее, успокоить Медведева, это пиар акция, которая к тому же будет благосклонно воспринято электоратом", - полагает С.Белковский.
Напомним, что в апреле концерн Daimler признался в том, что он давал взятки чиновникам в 22 странах мира, в том числе и в России. По словам представителей немецкого концерна, на взятки российским чиновникам ушло порядка 5 млн евро. Эта сумма равна 7,8 проц от общей суммы поставок Daimler по государственным контрактам в конце девяностых – начале двухтысячных годов. В частности, тогда Министерство юстиции США заявило, что и российские ведомства связаны с Daimler AG "откатами": это МВД, гараж ФСО, Минобороны и городские власти Москвы, Уфы и Нового Уренгоя. Американские следователи утверждали, что, например, офицеры МВД, которые отвечают за закупки легковых автомобилей, получили от Daimler как минимум 1,8 млн евро. Чиновники из ФСО положили в карман 1,4 млн евро. Самые скромные служащие оказались в Министерстве обороны. Пока речь идет только о взятке в 25 000 евро, правда, и покупки тут весьма скромные – всего два грузовичка Unimog.
Всего же, по сообщению американского Минюста, в махинациях по контрактам Daimler AG замешены 22 страны / среди стран, где автоконцерн подкупал чиновников, значатся Россия, Китай, Таиланд, Греция, Ирак, Хорватия, Туркменистан и Узбекистан – прим.ред/, а сумма взяток составляет порядка 56 млн евро, розданных в течение с 1998 по 2008гг.
23 апреля Д. Медведев поручил выявить возможные факты коррупции в российских госучреждениях, проводивших эти закупки.
В конце апреля российское представительство концерна Daimler AG было оштрафовано судом округа Колумбия на 27,36 млн долларов за нарушение американского антикоррупционного законодательства. По данным американских правоохранительных органов, только с 2000-го по 2005 годы концерн потратил на взятки российским чиновникам около трех миллионов евро.
Daimler AG - немецкий автомобильный концерн, который владеет брендами Maybach, Mercedes-Benz, Smart, Freightliner, Sterling, Western Star и Setra. Сборочные предприятия Daimler расположены в 17 странах. Чистая прибыль автоконцерна в III квартале 2010г. составила 1,61 млрд евро.