Агентство экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС" совместно с агентством Dow Jones 18 ноября 2010 г провели вторую ежегодную практическую конференцию "Russian Money Market 2010: современные возможности". Выступивший на конференции глава Федеральной службы по финансовым рынкам /ФСФР/ России Владимир Миловидов отметил, что российский финансовый рынок не является фаворитом среди рынков стран БРИК. "Россия сегодня не является фаворитом среди развивающихся рынков", - сказал он. Однако учитывая недооцененность российских активов, он может быть привлекательным для международных инвесторов. "Недооцененность может способствовать повышению ликвидности российского финансового рынка", - сказал руководитель ФСФР. По его словам, те риски, которые международные инвесторы традиционно учитывают при принятии решения об инвестировании в Россию, в частности инфраструктурные риски, могут быть в какой-то мере нивелированы недооцененностью и потенциалом роста российских активов.
Заместитель директора департамента операций на финансовых рынках Банка России Сергей Камбуров также отметил, что, по его мнению, привлекательность российского финансового рынка ниже, чем финансовых активов других развивающихся рынков. По его словам, причин для существенного притока на российский рынок краткосрочных инвестиций нет. В настоящее время в России общий валютный фон "складывается не в пользу краткосрочных инвестиций в российские финансовые активы", - сказал представитель Центробанка.
Однако, несмотря на это, позиции России в т.н. "валютных войнах" С.Камбуров охарактеризовал как выгодные. "Если говорить о войне валют, то Россия в ней явно выигрывает, так как целью участников этой войны является ослабление или неукрепление национальных валют с тем, чтобы занять выгодные позиции в мировой конкуренции. Россия имеет сейчас явно не укрепляющуюся валюту, что является при всей несимпатичности для кого-то весьма желательным уже много лет, поскольку реальное укрепление рубля за последние годы было значительным", - отметил замглавы департамента ЦБ РФ, добавив, что российский рынок готов к переходу к инфляционному таргетированию. "На мой взгляд, психологически рынок к этому созрел, и экономика тоже", - заявил С.Камбуров. Однако, по его словам, переход к политике инфляционного таргетирования может произойти через 2-2,5 года. "Через 2-2,5 года. А может это случиться и раньше. Это зависит от обстоятельств - насколько жестко они будут складываться для страны и политической воли", - сказал он.
Председатель совета директоров МДМ Банка (URSA) Олег Вьюгин, в свою очередь, отметил, что для перехода к инфляционному таргетированию необходим более гибкий курс рубля. "Чтобы действительно таргетировать инфляцию, или просто проводить политику контроля инфляции, надо действительно изменить якорь. Курс должен быть более гибким, или даже свободным, хотя абсолютно свободных курсов не бывает", - сказал О.Вьюгин. При этом, по его мнению, переход к инфляционному таргетированию приведет к очень серьезным последствиям для финансовых институтов.
Говоря об инфляции, заместитель главы Минфина РФ Оксана Сергиенко, отметила, что по итогам 2010 г уровень инфляции может немного превысить 7-8 проц, рост ВВП составит 4 проц, а дефицит бюджета - 5 проц ВВП. Основной задачей правительства при этом эксперт назвала балансировку федерального бюджета. По словам О.Сергиенко, в среднесрочной перспективе ожидается снижение нефтегазовых доходов, одновременно потребуются значительные средства на проведение реформ, в том числе в сфере здравоохранения и образования. "Если говорить о перспективах доходов /от продажи нефти - прим. ПРАЙМ-ТАСС/, то к 2015 г они сократятся на 1,5 проц ВВП, а к 2030 г снизятся на 5 проц ВВП", - сказала О.Сергиенко, пояснив, что это связано с более медленными темпами роста нефтегазового сектора по сравнению с остальными секторами экономики.
Говоря о механизмах балансировки бюджета, О.Сергиенко не исключила возможность обсуждения возврата к докризисному механизму формирования резервных фондов. "Мы видим предложения ряда экспертов, чтобы нам идти на ужесточение правил бюджетной дисциплины и, в частности, вернуться к правилам, когда выбиралась средняя цена на нефть, а сверх нее поступления доходов направлялись в специальные фонды и накапливались", - пояснила замминистра. Наряду с этим она отметила, что Минфин планирует вернуться к формирования ненефтегазового баланса бюджета к 2014-2015 гг. Однако это, по ее словам, "будет сделать очень тяжело" и для того, чтобы приступить к формированию ненефтегазового баланса раньше 2014-2015 гг необходимы достаточно значительные усилия. "Пока получается только после 2015 г. Пораньше – это, конечно, нужно напрягаться", - сказала О.Сергиенко, пояснив, что речь должна идти либо о сокращении государственных расходов, либо о повышении доходов бюджета, в том числе за счет повышения налогов.
