Ничего нового генсек ООН не сказал – все и так прекрасно знают о вреде, наносимом коррупцией. Почему же тогда с ней так тяжело бороться? И почему так медленно продвигаются российские дела на этом фронте?
Как отметил в этой связи глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, степень "зараженности" нашего общества коррупцией весьма высокая, но о пандемии речь не идет. Такое мнение он высказал в интервью "Российской газете".
Напомним, что в Индексе Восприятия Коррупции 2010 /ИВК/, ежегодно составляемом "Трансперенси Интернешнл", Россия заняла 154 место из 178 возможных и набрала 2,1 балла. Очередное исследование организации свидетельствует о том, что показатели российской коррупции за последний год если и изменились, то ненамного. Барометр Мировой Коррупции за 2010 год, подготовленный Центром антикоррупционных исследований инициатив "Трансперенси Интернешнл – Р" на основе опроса граждан показал, что 35,3 проц респондентов отметили, что уровень коррупции в стране за последние три года не изменился, 29,7 проц заявили о значительном повышении. По мнению 6,8 проц этот уровень немного понизился.
Приблизительно четверть 26 проц россиян в течение года вынуждена платить взятки при столкновении с правоохранительными органами, при обращении в органы, регулирующие образование, здравоохранение, в коммунальные службы и др. При этом 8 проц россиян указывают, что они платят для того, чтобы избежать проблем с властями, 11 проц таким образом ускоряют процесс, и более 4 проц платят за то, что им и так полагается по закону.
Кстати, средний уровень взятки по России колеблется в диапазоне 27 -30 тыс руб, рассказали представители "Трансперенси".
В 2010 году граждане России, как и прежде, наиболее коррумпированными считают именно те сферы государственного регулирования, которые напрямую связаны с обеспечением качества жизни и обеспечением безопасности. И именно в них же граждане наиболее часто сталкиваются с проявлениями коррупции. По сравнению с 2009 годом, количество людей, столкнувшихся с взяточничеством в здравоохранении, образовании, при решении земельных вопросов, в судах значительно увеличилось, рассказала сегодня генеральный директор "Трансперенси" Елена Панфилова. Уровень же коррупции в регистрационных и правоохранительных органах и коммунальных службах немного снизился, отмечает она.
В 2009 году лишь 7 проц граждан России сказали, что они решились обжаловать коррупционное поведение государственных служащих, в то время как остальные сочли это бесполезным. В 2010 году уже 52 проц опрошенных утвердительно ответили на вопрос "Готовы ли вы сообщить о факте коррупции?".
Как известно, правоохранительные органы, да и органы власти России в целом регулярно указывают на пассивное поведение граждан и жалуются, что для эффективного противодействия коррупции не хватает собственно официальных заявлений о коррупционных фактах. Но в России до сих пор отсутствуют правовые гарантии защиты заявителей о коррупции. Неудивительно, что люди предпочитали молчать. Но судя по всему, нетерпимость в обществе к коррупции возрастает, что не удивительно. Последняя трагедия в станице Кущевская показала, что коррупция и попустительство ей может напрямую убивать целые семьи и даже детей. Все большее число граждан готово в силу возможностей в той или иной форме готово присоединиться к антикоррупционным инициативам, отмечают исследователи.
В 2009 году эффективными антикоррупционные действия российской власти считало 22 проц опрошенных, а в 2010 году – 24 проц. Немаловажен тот факт, что 42 проц наших граждан уверены в том, что эффективно бороться с коррупцией не может никто. В этой связи Е.Панфилова назвала "эту страшную цифру" показателем того, что в "стране отсутствует доверие к власти".
При этом данные Барометра коррупции по России за 2010 год четко указывают на тенденцию роста количества россиян, которые хотели бы каким-либо образом противостоять коррупции. Правда в то, что пользу принесет антикоррупционная деятельность обычных людей, казалось бы, верят совсем не многие – 67 проц опрошенных сочли, что никакая помощь общества не сможет оказать существенного влияния на снижение уровня коррупции в РФ. Любопытно, что поддержать антикоррупционные действия, инициированные кем-то другим – другом, родственником, коллегой, готово практически такое же количество опрошенных – 63 проц.
То есть, россияне не слишком доверяют институту гражданского общества, считая более реальной позицию друзей и коллег.
Центр "Трансперенси Интернешнл" предложил 7 мер, реализация которых позволит снизить уровень коррупции в стране. Как отметила Е.Панфилова, эти рекомендации можно воплотить в жизнь в течение года, они не потребуют много времени и серьезных реформ.
Сам индекс восприятия коррупции в России, который, как известно высок, можно было снизить с помощью трех расследованных дел, указала эксперт. Необходимо расследовать и наказать всех виновных по "делу Daimler", "делу Магнитского" и трагедии в Кущевской.
А предложенные Центром 7 мер направлены на то, чтобы меры по противодействию коррупции в ближайшем будущем сказались на жизни отдельных граждан и уменьшили давление на них повседневной, бытовой коррупции.
Необходимо в срочном порядке разработать и принять комплекс мер по защите заявителей о фактах коррупции, распространив его как на физических лиц, так и на юридических лиц. Речь идет об аналоге системы защиты свидетелей, только с некоторыми изменениями, указывает Е.Панфилова. Нужно также ввести норму "коллективного иска" по защите интересов неопределенной группы лиц по коррупционным делам, дав возможность общественным организациям и отдельным гражданам активно участвовать в противодействии коррупции в правовом поле. В срочном порядке стоит ратифицировать статью 20 Конвенции ООН против коррупции о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение, и внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации. "Эта статья криминализует незаконное обогащение", - пояснил замдиректора "Трансперенси" Россия Иван Ниненко. Необходим также институт общественных слушаний по наиболее резонансным темам, связанным с коррупцией. И наконец, необходимо, чтобы правоохранительные органы были обязаны реагировать на факты о коррупции, упоминаемые в СМИ. Кроме реакции обществу также необходим отчет о проделанной работе.
Что касается меры, предложенной президентом РФ Дмитрием Медведевым, о том, что взяточничество и коммерческий подкуп должны караться штрафом, 100-кратным их размеру, то, по мнению представителей "Трансперенси", это правильно. "Рубль бьет по коррупционеру сильнее, чем любое другое наказание", - отметила Е.Панфилова. В целом, проблема не в том, что в России существует недостаток наказаний, а в том, что эти наказания не применяются.
