В настоящий момент известно, что акция репутационной поддержки "Аэрофлота" оценивается более чем в 10 млн долл, сообщил журналистам заместитель генерального директора "Аэрофлота" Вадим Зингман. Таким образом, затраты сократились вдвое. Суть акции также неоднозначна. Во-первых, ею могут воспользоваться пассажиры, которые в указанные дни вылетели из Москвы рейсами "Аэрофлота", задержанными более чем на 8 часов. Эти пассажиры имеют возможность получить именной ваучер, который можно будет использовать при покупке нового билета на рейсы "Аэрофлота" или авиакомпаний-партнеров. В.Зингман отметил, что всего в эти дни было задержано на более 8 часов 198 рейсов, на которых находились 24 тыс пассажиров. Ваучеры можно будет получить до 28 февраля 2011 г, а использовать их необходимо до 31 декабря 2011 г. Как отметил заместитель генерального директора "Аэрофлота" по коммерции Андрей Калмыков, ваучер будет компенсировать только тарифы билета. Напомним, что цена авиационного билета складывается из самого тарифа, а также сборов. К примеру, стоимость билета "Москва-Париж" составляет 880 евро, из которых 116 евро составляют сборы. Ясно, что 116 евро ваучер уже не включает, и будет выдаваться на сумму тарифа при полете из Москвы.
Список рейсов, которые участвуют в акции, можно посмотреть на сайте авиакомпании. При этом в компании подчеркивают, что пассажир, который возьмет данный ваучер, подписывает соглашение, которым отказывается от дальнейших претензий к "Аэрофлоту". Сегодня подобные ваучеры получили уже около 400 человек.
Что касается денежной компенсации, то и от нее компания не отказывается. Выплаты будут осуществляться согласно российскому законодательству – в размере 25 рублей за час ожидания, но только по решению суда. То есть, пострадавшему пассажиру придется обратиться в суд, и после его решения, возможно, получить заветные 250 рублей за 10 часов ожидания вылета. К слову сказать, аналогичные выплаты, предусмотренные в Европе, значительно выше. В связи с мизерностью компенсации за "простой", Общество защиты прав потребителей /ОЗПП/ требует принять поправки в Воздушный кодекс, защищающие права пассажиров, и предлагает поправки в части увеличения ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза.
"Авиакомпании не в полной мере предоставляли пассажирам задержанных рейсов услуги, установленные Федеральными авиационными правилами, - говорится в сообщении ОЗПП. - Большинство граждан не получили напитков и горячего питания, не могли воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей. Кроме того, многие пассажиры не имели полной и достоверной информации для принятия решения: сотрудники аэропорта и авиакомпаний не выходили на контакт, сообщения о рейсах, перенесенных на другое время или даже в другой аэропорт, пассажиры получали из СМИ, телефонных разговоров с родственниками или друзьями. Сайты аэропортов, а также информационные табло внутри зданий не сообщали об имеющихся проблемах, вследствие чего пассажиры продолжали прибывать в аэропорты. Таким образом, администрацией аэропортов была создана ситуация, потенциально опасная для десятков тысяч людей, находящихся в неосвещенных зданиях, без связи, пищи и воды".
По мнению защитников потребительских прав, необходимо увеличить стоимость компенсации за задержку вылетов. "За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает неустойку в размере 3 проц от провозной платы за каждый час просрочки, но не более чем 100 процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика", - предлагают они.
С тем, что имело место нарушение потребительских прав, согласен и председатель правления Общества защиты прав потребителей услуг связи и инфокоммуникаций Алексей Самохвалов. Эксперта серьезно возмущает история с нехваткой противообледенительной жидкости у "Аэрофлота". "Реагенты должны были быть доставлены оперативно", - считает он, указывая на то, к таким погодным ситуациям в зимний период нужно быть готовым. "Судьба авиакомпании вызывает озабоченность, - подчеркнул он на встрече с журналистами сегодня. – Пассажиры не были обеспечены ни полноценным питанием, ни должной информационной поддержкой. Кроме того, идут сообщения о проблемах в коллективе "Аэрофлота", о скрытых забастовках персонала".
Что касается предложенного ваучера, то совершенно непонятно, зачем человеку, чей отдых, включающий авиперелет туда-обратно, был испорчен, билет в один конец", - недоумевает А.Самохвалов.
По его мнению, российским потребителям просто необходимо обратиться в суд. "Иск не требует пошлин и даже допускает заочное рассмотрение, - напоминает эксперт. – Необходимо заявление, ксерокопия авиабилетов, и др. имеющихся документов". По его оценке, размер компенсации, учитывающий не только время ожидания, но и моральный ущерб, а также выплаты, связанные с питанием, может достигнуть 30-40 тыс на человека.
Также, по мнению А.Самохвалова, вопросом массового нарушения потребительских прав авиапассажиров должна заинтересоваться Генпрокуратура. "Необходимо, чтобы эта организация сама обратилась с иском от неограниченного круга лиц", - указал он и отметил, что Общество защиты прав обратится в Генпрокуратуру с соответствующим заявлением. "Ответа ожидаем через месяц", - уточнил он.
