Комиссии ФАС России пришли к выводу о том, что включение тарифными органами экономически необоснованных расходов в состав утвержденных на 2009 и 2010 годы тарифов на услуги коммунальных предприятий г. Одинцово Московской области /ОАО "Одинцовская теплосеть" и ОАО "Одинцовский водоканал"/ привело к ограничению конкуренции.
Напомним, что основанием для возбуждения дел послужили результаты рассмотрения совместной Комиссией Банка России и ФАС России дела о нарушении ОАО "Сбербанк России", МКБ "Одинбанк" /ООО/, ФГУП "Почта России", МУП "Информационно-расчетный центр" городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, МУП "Управление жилищного хозяйства" городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ОАО "Одинцовская теплосеть", СЭУ ОАО "Трансинжстрой" и ОАО "Одинцовский водоканал" антимонопольного законодательства.
Эти хозяйствующие субъекты заключили трехсторонние письменные соглашения, реализация которых привела к ограничению конкуренции на рынке платежей физических лиц г. Одинцово. На основе соглашений была утверждена форма платежного документа /счета-извещения/, на основании которого жители более 250 многоквартирных домов г. Одинцово могли оплачивать жилищно-коммунальные услуги только в Сбербанке России ОАО, МКБ "Одинбанк" /ООО/ и ФГУП "Почта России".
В рамках рассмотрения дела Комиссия Банка России и ФАС России совместно установили, что в тарифы на коммунальные услуги ОАО "Одинцовская теплосеть" и ОАО "Одинцовский водоканал" полностью либо частично включены возникающие в связи с реализацией трехсторонних соглашений расходы на оплату услуг ОАО "Сбербанк России", МКБ "Одинбанк" /ООО/ и ФГУП "Почта России" /в среднем 2% от суммы платежа/, а также услуг МУП "Информационно-расчетный центр" /4% от суммы платежа/.
По мнению комиссий ФАС России, рассматривавших дела в отношении тарифных органов, включение в состав этих тарифов расходов на оплату банковских и почтовых услуг по приему платежей не является оправданным и необоснованно ставит кредитные организации и ФГУП "Почта России" в преимущественное положение при осуществлении деятельности по приему платежей от физических лиц в г. Одинцово.
Кроме того, включение в состав тарифов затраты на оплату услуг по изготовлению и рассылке платежного документа, которые должна нести управляющая организация, также не является оправданным и может привести к ограничению конкуренции, поскольку необоснованно ставит управляющую организацию /МУП "Управление жилищного хозяйства"/ в преимущественное положение при осуществлении хозяйственной деятельности по управлению многоквартирными домами.
В рамках рассмотрения дел комиссиями ФАС России было установлено, что утвержденные на 2009 и 2010 годы тарифы на коммунальные услуги ОАО "Одинцовская теплосеть" и ОАО "Одинцовский водоканал" прекратили свое действие в связи с утверждением новых тарифов на 2011 год, в состав которых ввиду расторжения трехсторонних соглашений о приеме платежей не были включены экономически необоснованные затраты.
На этом основании комиссии ФАС России пришли к выводу об отсутствии необходимости выдачи Министерству экономики Московской области, Топливно-энергетическому комитету Московской области и Совету депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
"Это нарушение имеет ряд негативных социальных последствий, к которым, в первую очередь, можно отнести рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги", - заявил председатель комиссий ФАС России, рассматривавших дела в отношении тарифных органов, заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
"Кроме того, - отметил Андрей Кашеваров, - нарушение тарифными органами антимонопольного законодательства привело к тому, что население, оплачивавшее жилищно-коммунальные услуги в кредитных организациях, не заключивших договоры о приеме платежей с поставщиками коммунальных ресурсов, платило "двойную" комиссию за прием таких платежей: первый раз в составе тарифа коммунальных предприятий, второй - при оплате услуг в выбранной кредитной организации, с которой не заключен договор о приеме платежей".
"Теперь на основании решения комиссий ФАС России граждане, уплачивавшие "двойную" комиссию, могут требовать компенсации ущерба в гражданско-правовом порядке", - заключил Андрей Кашеваров.
Решения по делам будут изготовлены в течение 10 рабочих дней с момента их принятия и размещены на сайте ФАС России.
Справка.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции":
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и /или/ осуществлять действия /бездействие/, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и /или/ осуществления таких действий /бездействия/.
Статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации:
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий /бездействия/ государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Следите за новостями ФАС России в Twitter и Facebook.