Рейтинг@Mail.ru
Ближний Восток и Северная Африка: ситуация накаляется - Колин Смит, ВТБ Капитал - 10.04.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ближний Восток и Северная Африка: ситуация накаляется - Колин Смит, ВТБ Капитал

Читать Прайм в
Дзен Telegram

События в регионе Ближнего Востока и Северной Африки развиваются стремительно. Не отстают от них и цены на нефть: Brent с прошлой пятницы подорожала на $10/бар., перешагнув отметку в $112/бар. /по состоянию на 10:00 по лондонскому времени 23 февраля/, а WTI за тот же период прибавила $13/бар., достигнув $99/бар.

Причины лежат на поверхности – это массовый всплеск насилия в Ливии и первый случай срыва поставок углеводородов с момента самосожжения Мохамеда Буазизи в одном из провинциальных городов Туниса три месяца назад, с которого начались волнения, распространяющиеся сейчас по всему региону Ближнего Востока и Северной Африки. Вероятно, что не менее важную роль играет обеспокоенность по поводу того, что если Ливия не устоит, то за ней могут последовать и другие производители нефти, и сопутствующее падение добычи будет непросто компенсировать.

Для инвесторов проблема заключается в наличии большого числа вариантов дальнейшего развития событий, которые в течение одного месяца могут привести как к падению цены Brent ниже $100/бар., так и к ее подъему гораздо выше $150/бар.

Кривая форвардных контрактов вряд ли может здесь помочь. Как видно на графике ниже, последние события привели к резкому повышению спотовой цены, в результате чего и вся кривая сместилась вверх, в особенности на ближнем конце, и теперь находится в состоянии бэквордации на отрезке до 2014 г.

Кривая фьючерсов на Brent

По нашему мнению, изменение формы кривой на данный момент не является следствием реальных проблем с предложением /что соответствовало бы не более чем двум дням сокращения поставок нефти из Ливии/, а риски в основном находятся на ближнем конце кривой.

Насколько высоко поднимется нефть будет зависеть от происходящего на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Риски первого порядка, касающиеся потенциального сокращения предложения, будут играть ключевую роль для динамики цен в ближайшей перспективе. Однако затем на первое место выйдут такие факторы, как баланс спроса и предложения и изменение складских запасов. Это включает как фактическое изменение спроса /потребители делают все возможное, чтобы снизить потребление в условиях роста цен/, так и воспринимаемый риск снижения спроса /риск замедления экономического роста вследствие достаточно продолжительного сохранения нефтяных цен на достаточно высоком уровне/.

Если говорить о предложении, то у ОПЕК имеются свободные добывающие мощности, способные производить дополнительно 5-6 млн бар. нефти в сутки. Однако похоже, задействовать их пока не удается, несмотря на желание Саудовской Аравии получить стабильные цены на нефть ниже $100/бар. Если Саудовская Аравия действительно верит в это, то меры ей нужно принимать уже в самое ближайшее время – либо сразу увеличивая поставки, либо созывать внеочередное заседание ОПЕК. Если ОПЕК будет поступать так же, как участники состоявшегося во вторник заседания Международного энергетического форума – т.е. делать громкие заявления об увеличении поставок нефти на рынок в случае необходимости – на наш взгляд, это не даст никакого результата. Мировые складские запасы нефти в последние месяцы сокращались как раз потому, что ОПЕК поставляла недостаточно нефти на рынок во втором полугодии 2010 г., в то время как спрос рос. И хотя ОПЕК и увеличила предложение, рынок выглядит едва сбалансированным при текущих уровнях добычи. На этом фоне последняя реакция цен на нефть на реальное сокращение поставок членом картеля, добывающим столько нефти, как Ливия /1.6 млн бар./сутки в январе/ не должна вызывать удивления.

В сложившихся обстоятельствах все оценки возможной дальнейшей динамики цен характеризуются повышенной степенью неопределенности.

Более того, учитывая, как быстро распространяются народные волнения, повышательное давление на цены должно возрасти в несколько раз, т.к. одновременно падает и оценка рынком доступных резервных мощностей.

Однако мы считаем, что если обстановка в Ливии стабилизируется без особого ущерба для добычи, то Brent, возможно, некоторое время /четыре недели?/ останется в границах диапазона от $105 до $115/бар., после чего, если волнения не вспыхнули где-то еще, может начать снижаться обратно к отметке $100/бар. или даже ниже.

В случае существенного сокращения экспорта ливийской нефти цены, пожалуй, могут подняться еще на $5/бар. Если же рынок сочтет, что реакция ОПЕК на продолжающийся рост цен является адекватной, то цены могут затем немного снизиться. Падение режима Каддафи, скорее всего, приведет к дальнейшему росту цен, поскольку участники рынка захотят увидеть, насколько еще упадет добыча, и не вспыхнут ли беспорядки с новой силой в другом месте региона.

На наш взгляд, в случае поражения Каддафи велика вероятность резкого обострения ситуации в Алжире, хотя следует заметить, что 23 февраля алжирское руководство объявило об отмене режима чрезвычайного положения, выполнив таким образом одно из ключевых требований протестующих. Обострение протестных выступлений в Алжире, по нашим оценкам, подстегнет рост цены на нефть еще как минимум на $5/бар. При этом ситуация в Алжире может оказать более значительное влияние на стоимость нефти, чем обстановка в Ливии, в том случае, если

1/демонстрации приведут к смене действующего режима, и

2/ сократится экспорт нефти из Алжира.

Конечный эффект с точки зрения цены будет зависеть от того, насколько нефть подорожает в случае смены власти в Ливии. Также заметим, что Алжир является намного более крупным экспортером газа в Европу, чем Ливия /55 и 10 млрд кум. м/год соответственно/, и в случае перебоев с поставками алжирского газа может значительно возрасти спрос на трубопроводный газ, от чего выиграет "Газпром".

Исходя из достаточно ограниченного набора вероятных сценариев развития ситуации, можно предположить, что в ближайший месяц диапазон цены на нефть может составить от менее $100/бар. до чуть более $120/бар. Если же волна народных волнений докатится до крупнейших нефтедобывающих стран Персидского залива, что маловероятно, но, как мы считаем, нельзя полностью исключать, тогда потенциал роста цены будет намного более значительным /до $150/бар. и выше/, в зависимости от конкретного развития событий. Король Саудовской Аравии Абдалла, вернувшийся в страну после трехмесячного лечения за границей, поспешил объявить о значительном повышении бюджетных расходов, продемонстрировав таким образом, что в сложившейся ситуации в регионе монархия чувствует необходимость пойти на дополнительные уступки населению.

Увеличение добычи странами ОПЕК оказало бы сдерживающее воздействие на цену нефти, но для того, чтобы это воздействие оказалось существенным, добыча должна возрасти очень серьезно – скажем, на 2 млн бар./сутки. Мы не исключаем, что участники рынка предпочтут подождать с выводами, чтобы убедиться, что повышение добычи выразилось в фактическом увеличении складских запасов нефти /для чего может понадобиться порядка трех месяцев/.

В самое ближайшее время ключевое значение для рынка, на наш взгляд, будет иметь исход ситуации в Ливии. Если Каддафи удержится у власти, то цена на нефть, вероятно, останется вблизи отметки $110/бар., если же он уйдет, то более вероятно подорожание нефти выше $120/бар.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала