Мировой рынок авиаперевозок только начал восстанавливаться после мирового кризиса 2008-2009 гг, как на него обрушилась новая беда. Высокие цены на нефть уменьшат прибыль авиакомпаний в 2011 г в 2 раза по сравнению с 2010 г, согласно опубликованному в среду прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта /IATA/.
IATA понизила прогноз прибыли авиационной отрасли на 2011 г до 8,6 млрд долл с 9,1 млрд долл /оценка декабря 2010 г/. Это 46-процетное падение чистой прибыли по сравнению с 16 млрд долл, которые отрасль заработала в 2010 г.
Азиатско-Тихоокеанский авиарынок получит прибыль в 3,7 млрд долл против 7,6 млрд долл в 2010 г. Североамериканские перевозчики получат, как ожидается, 3,2 млрд долл прибыли против 4,7 млрд долл прибыли, полученной в 2010 г. Европейские перевозчики, как ожидается, могут заработать 500 млн долл прибыли против 1,4 млрд долл в 2010 г.
Авиакомпании на Ближнем Востоке получат прибыль в 700 млн долл против 1,1 млрд долл прибыли в 2010 г. Авиарынок Латинской Америки заработает 300 млн долл против 1 млрд долл в 2010 г. Африканских перевозчиков ожидает уровень безубыточности – прибыль упадет всего на 100 млн долл по сравнению с 2010 г.
"Основная причина падения прибыли - рост цен на нефть из-за политической нестабильности на Ближнем Востоке и в Арифке", сообщил на пресс-конференции генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни. В декабре ассоциация закладывала в прогноз на 2011 г среднюю стоимость барреля нефти на уровне 84 долл, теперь - 96 долл /европейский сорт Brent Crude/. "Повышение цены нефти на 1 доллар означает для авиакомпаний дополнительные расходы в размере 1,6 млрд долларов", пояснил Д.Бизиньяни. Доля расходов на горючее в операционных издержках компаний должна достичь в 2011 г 29 проц против 26 проц в прошлом году.
Сейчас цены на нефть штурмуют уровень в 120 долл /Brent Crude/, тогда как в декабре было 84 долл за баррель. IATA в 2011 г по сравнению с 2010 г ожидает рост цен на нефть на 20 проц. Доля топливных расходов вырастет до 29 проц от общих эксплуатационных расходов авиакомпаний по сравнению с 26 проц в 2010 г.
Прогноз роста мировой экономики улучшился, но это окажет слабую поддержку авиаотрасли. Рост глобальной экономики дал возможность IATA повысить прогноз роста пассажироперевозок с 5,2 проц до 5,6 проц.
Рост экономики дает авиакомпаниям возможность повысить цены на билеты, поскольку растут доходы населения. Например, с начала 2009 г рост цен на нефть добавили 25 проц к себестоимости перевозок, а средние тарифы /без учета доплат/ выросли на 20 проц. Но в 2011 г роста доходов недостаточно, кроме того, для удержания восстановления пассажироперевозок значительно цены поднимать нельзя. Хотя некоторые авиакомпании уже повысили свои цены на билеты с начала года. В частности, австралийская Qantas Airways повысила топливные сборы на 50 проц, обосновывая свой шаг тем, что цены на авиакеросин выросли с сентября 2010 г на 30 проц. Не отстают и европейские авиакомпании, повысившие в разы топливные сборы, включаемые в стоимость авиабилета /помимо топливных сборов в стоимость билета входит и сбор аэропорта за обслуживание, и др./. Снижение прибыли авиаотрасли может несколько снизить темпы закупки самолетов для обновления авиапарков компаний. В целом емкость авиапарка, по прогнозу IATA, в 2011 г практически не изменится.
Главный редактор отраслевого портала "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что в росте цен на нефть для российской авиаотрасли есть как положительные, так и негативные моменты. Негативные – растут расходы на топливо, что сказывается на прибыли /доля топливных расходов в общих расходах росс. авиакомпаний составляет в среднем по отрасли 24-25 проц, и может меняться в зависимости от специализации авиакомпании на ближнеемагистральных или дальнемагистральных перевозках, от возраста самолетов/.
Среди положительных моментов - российские авиакомпании уже смогли приспособиться к работе при высоких ценах на нефть /в 2008 г цены доходили до 140 долл за баррель/, многие успели перейти на экономичные самолеты.
Как считает О.Пантелеев, в целом год будет тяжелым для авиаотрасли, рынок претерпит изменения. Некоторые авиакомпании получат прибыль, некоторые убытки, будут и такие компании, которые прекратят своё существование. Но в этом есть плюс, так как снизится конкуренция, количество игроков на рынке сократится и оставшимся будет проще бороться за прибыльность своего бизнеса.
Пока заявленный в начале года прогноз роста пассажироперевозок на 10-15 проц сохраняется. Но если ситуация в Египте, в Африке, Ближнем Востоке сохранит напряженность еще на месяц, то прогноз может претерпеть изменения. По российской туриндустрии беспорядки в этих регионах уже нанесли существенный удар. Пока полеты по этим туристическим направлениям профильными госведомствами не рекомендованы, а авиакомпании зарабатывают значительную часть прибыли и от туристических направлений.
Осложняет ситуацию и ремонтные работы во Внуково. Через московский транспортный авиаузел проходит значительный пассажиропоток, и реконструкция перекрестка взлетно-посадочных полос во Внуково может сыграть на пользу региональным аэропортам. Они могут оттянуть на себя часть московского пассажиропотока и получить импульс к развитию.
К лету цены на билеты в России могут вырасти на 10 проц из-за роста цен на нефть, на авиакеросин /рост с начала года примерно на 30 проц/, если не будет более эффективных сдерживающих мер, чем "окрики" властей на игроков отечественного топливного рынка, считает О.Пантелеев. В частности, в феврале "Газпромнефть-Аэро" снизило стоимость авиатоплива для "Трансаэро" на 500 руб за 1 тонну. В марте авиакомпания "ЮТэйр" снизила топливную надбавку на рейсы в ряд российских регионов.