Главной темой вчерашнего дня стало неожиданное решение ЕЦБ сигнализировать о возможности повышения ставок уже на следующем апрельском заседании. Начиная пресс-конференцию, глава ЕЦБ Жан-Клод Трише демонстративно не стал говорить, что ставки находятся на адекватном ситуации уровне, а затем заявил, что повышение ключевой ставки с нынешнего уровня 1% возможно уже на следующем заседании.
Тем не менее Ж.-К. Трише отметил, что это пока не следует считать началом серии повышений.
Рынки были удивлены подобной решимостью ЕЦБ, и сильнее всего это заметно на примере курса евро, который вырос на 1 цент против доллара сразу после заявления.
Стремление ЕЦБ перейти к ужесточению вызывает удивление, особенно с учетом той неравномерной экономической динамики, которая сейчас наблюдается в еврозоне, и все еще весьма умеренных инфляционных рисках. Логичнее было бы ожидать ужесточения в Великобритании, где из-за девальвации фунта инфляционные тенденции проявляются куда более выраженно.
Мы не думаем, что решение ЕЦБ ужесточить политику сейчас окажет серьезный позитивный эффект на курс евро.
Во-первых, возможное повышение ставок в нынешних условиях, действительно, похоже скорее на разовую PR-акцию ЕЦБ, целью которой является желание продемонстрировать непримиримость по отношению к инфляции, нежели на фактическое начало серии повышения ставок.
Во-вторых, ужесточение ДКП, возможно, полезно было бы Германии, однако для периферийных стран, и так страдающих от серьезного экономического спада, ужесточение может иметь разрушительные последствия и, уж по крайней мере, повысить и без того высокую стоимость обслуживания долга для них. Соответственно, повышение ставок ЕЦБ автоматически означает увеличение рисков для стабильности всей еврозоны.
Ну и в-третьих, евро уже и так довольно дорог. Возле отметки 1,44 лежит верхняя граница того диапазона консолидации, где курс европейской валюты торгуется против доллара последние несколько лет.
Для остальных рынков возможное повышение ставок в Европе может стать еще одним поводом для беспокойства, особенно, в преддверии принятия долгосрочного пакета мер по укреплению финансовой стабильности, обсуждение и принятие которых ожидается в марте.
Неизвестно, насколько предложенный пакет мер удовлетворит рынки и будет способствовать долгосрочной стабильности.