Первыми были предложены изменения в действующий Воздушный кодекс – по инициативе общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" чиновники Минтранса законодательно планирует увеличить размер штрафов для авиакомпаний за ненадлежащее выполнение рейсов /задержка, отмена и т.д./.
Вторая законодательная инициатива предложена депутатами Госдумы – это новый законопроект "Об аэропортах и аэропортовой деятельности", разработанный с учетом московского авиатранспортного коллапса в декабре прошлого года и дополненный с учетом недавнего теракта в Домодедово. Этот законопроект регламентирует прекращение работы аэропорта в сложных метеоусловиях, а также разграничивает ответственность служб аэропорта и госслужб при обеспечении безопасности в аэропорту. Это первый в России отдельный законопроект, регулирующий работу аэропорта, обобщающий действующие нормы и дополненный новыми.
Первые поправки в действующий закон были вызваны авиатранспортным коллапсом в Москве, когда ледяной дождь в конце декабря обесточил крупнейший аэропорт Домодедово, а в Шереметьево у "Аэрофлота" закончилась антиоблединительная жидкость. Тысячи пассажиров, находясь в информационном вакууме более суток, пережили невероятный предновогодний стресс, моральный и материальный ущерб от которого до сих не компенсирован.
По итогам анализа коллапса на правительственном уровне было принято решение повысить требования к резервированию дополнительного энергообеспечения аэропортов. После обращений общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Минтранс РФ обнадежил обещаниями повысить до международного уровня штрафы и ответственность российских авиакомпаний в случае задержки рейсов по их вине – выплаты пострадавшим пассажирам могут составить не менее 6 тыс. долл /предел ответственности соответствует международной практике/. Тогда как, например, "Аэрофлот" сейчас предлагает сертификаты на один полет за предновогодний срыв рейсов.
Кроме приведения штрафов в соответствие с международной практикой, авиакомпании /в частности, "Аэрофлот"/ настаивают на внедрении европейских норм по отмене рейсов в форс-мажорных условиях. По действующим российским нормам отечественные авиакомпании не могут отменять рейсы без значительного ущерба для себя в таких обстоятельствах – тогда придется своим авиапассажирам платить по полному счету – и за потерянный билет на этот рейс и за моральный и другие ущербы /например за срыв стыковочных рейсов в других аэропортах и т.д./. В этом случае сумма может быть и больше 6 тыс долл. Поэтому российские авиакомпании в декабрьский коллапс и не стремились отменять рейсы, вводя в заблуждение своих авиапассажиров. "Аэрофлот" предлагает наделить авиакомпании правом отменять рейсы в условиях форс-мажора /например, если аэропорты будут закрыты профильным госведомством/ с фиксированными незначительными выплатами /250-600 евро/.
А как быть, если речь идет о задержках рейсов по вине нерасторопности персонала аэропортов? Не вовремя подогнали трап, отвезли самолет не на ту стоянку, не вовремя выгрузили багаж?
Оказывается, по закону за все отвечает авиаперевозчик. Как пояснила юрист общества защиты потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова, у пассажира нет договора на обслуживание с аэропортом. Договор в виде купленного билета есть только между авиакомпанией и ее пассажиром. Аэропорт лишь оказывает услугу для авиакомпании, вот между ними и есть соответствующий договор. Когда, например, отдохнувшие на морских российских курортах туристы прибывают в аэропорты Краснодарского края, и вылет их задерживается на 1-1,5 часов, а в аэропорту нет информации о причинах, сроках задержки и, находящиеся в информационном вакууме туристы, начинают нервничать и тратить свое здоровье, выражая возмущение к сотрудникам аэропорта, то это не всегда справедливо.
Как отмечает Ю.Свиридова, информацию не предоставляет авиакомпания, а аэропорт информацию обязательно передаст пассажирам, если авиакомпания выразит такое желание. Поэтому понятна отстраненность сотрудников аэропорта от авиапассажиров – в чем их вина в этом случае?
Возникает сложная ситуация не только для пассажиров и не только в краснодарских аэропортах. Дело в том, что помимо потерянного времени они зачастую не попадают на стыковочные рейсы в других городах, которые им предлагает авиакомпания. Это создает дополнительную нагрузку на воздушное сообщение – в таких случаях, стюардессы задержавшей рейс авиакомпании собирают данные от пассажиров в салоне летящего самолета, с целью передать их другому экипажу этой же авиакомпании в аэропорту прибытия для возможной задержки стыковочного рейса. Если задержка составляет около 30 мин - 1 часа, то экипажи стыковочных рейсов одной и той же авиакомпании идут навстречу пассажирам /возможно во избежание судебных исков и репутационных потерь / и могут для них задержать вылет при условии договоренности с диспетчерами.
Но при определенном накопленном количестве таких случаев сбивается график всего аэропорта. Это, возможно, одна из причин, почему самолеты кружат над аэропортами в очереди на посадку. Например, в Домодедово интервалы между посадками самолетов часто составляют 1-2 минуты. Авиаперевозки требуют строгой дисциплины, и внушает тревогу тот факт, когда российские операторы воздушного авиасообщения ради обеспечения своего имиджа идут на такие жертвы. Возможно, некоторые аэропорты не рассчитаны на обслуживание большого количества рейсов, и возможно, госрегулятор /Росавиация/, делает какие-то допущения в этом случае.
Возможно, ужесточение денежного наказания авиакомпаний спасет ситуацию. Сейчас штраф для авиакомпании составляет 25 руб за час задержки. Как говорит М.Свиридова, общество защиты потребителей "Общественный контроль" предлагает поднять штраф до суммы в 3 проц от стоимости билета в час /но не более общей стоимости билета/, это может составить около 480 руб в час, например для наиболее популярных туристических зарубежных направлений, в т.ч. для пострадавших от коллапса в Домодедово.
Но сложный клубок взаимоотношений "аэропорт-авиапассажир-авиакомпания" требует нового законодательного решения. Кроме того, авиапассажирам нужно знать свои права и помнить, что в случае срыва, задержки авиарейса, непредоставления информации и т.д. - за всё отвечает авиакомпания и с ней надо разбираться, в т.ч. в судебном порядке.