Проблемы в Японии: реакция рынков нормализуется
"
Например, золото не стало, как обычно в подобных случаях, тихой гаванью для инвесторов, снизившись вслед за фондовыми индексами. Коррекция затронула и сельскохозяйственные продукты, дефицит которых никак не уменьшится из-за природных катаклизмов в Японии. Паника, впрочем, продлилась недолго, и уже к середине недели на японском рынке начались активные покупки бумаг компаний, которые смогут заработать на ликвидации последствий катастрофы. Среди них – строительные компании и производители строительных материалов, фармацевтика и др. Другими словами, инвесторы уже начинают смотреть вперед, не зацикливаясь на текущем негативе.
Российский рынок на новостях из Японии просел не слишком сильно, оставшись в коридоре 1700-1770 по индексу ММВБ. При этом, поскольку основу рынка акций в России составляют бумаги металлургических и нефтегазовых компаний, которые, как ожидается, будут в выигрыше от последствий катаклизма, инвесторы могут рассчитывать на высокую доходность инвестиций.
Дефицит бюджета будет меньше, чем ожидалось
Высокие цены на нефть заставляют вносить существенные коррективы в прогнозы. Например, если нефтяные цены глубоко не скорректируются, то дефицит бюджета в этом году будет явно меньше заложенных правительством 3,6% ВВП. Вряд ли, конечно, он будет нулевым: для этого, по оценкам министра финансов РФ, необходимо, чтобы цена нефти марки URALS в среднем в течение года составляла 115 долл. за баррель, что не так далеко от текущих уровней 107 долл. за баррель. Снижение дефицита бюджета имеет ряд важных последствий. Во-первых, правительству придется меньше занимать на внутреннем рынке, поэтому программа размещения ОФЗ будет сокращена, что само по себе является хорошей новостью для рынка рублевых бондов. В то же время это развязывает руки ЦБ в вопросе повышения ставок, так как при меньшем вопросов о стоимости заимствований.
Другими словами, для рынка облигаций конечный эффект неоднозначный. Рынок акций почувствует сокращение дефицита через снижение рисков увеличения налоговой нагрузки, что должно благоприятно сказаться на всех экспортно ориентированных секторах /металлургия, нефтегаз, производители удобрений/.
RAB-регулирование не оправдывает ожиданий
Ситуация вокруг сектора электроэнергетики в России продолжает вызывать беспокойство. Ряд заявлений представителей правительства о слишком быстром, по их мнению, росте тарифов поставил под вопрос сохранение утвержденного принципа их индексации. Особенную тревогу это вызывает на фоне предстоящих выборов в Думу, а затем и президента. Это заставляет правительство всеми способами сдерживать рост цен, в том числе и административными мерами. Все это уже стало причиной снижения котировок индекса электроэнергетики ММВБ почти на 15% с начала этого года. Хуже, что причин для обратного движения в настоящее время немного. Но все еще может измениться после выборов, ведь модернизировать энергетическую систему все равно придется, а значит, правительству придется искать способы привлечения инвесторов в эту отрасль.
Несерьезно о серьезном
Оценки влияния природных катастроф, подобных японской, на экономику страны зачастую кажутся диаметрально противоположными. Одна из них, назовем ее обывательской, заключается в том, что разрушения инфраструктуры, производственных мощностей и прочего уменьшают экономический потенциал страны, что негативно сказывается и на ВВП, и на качестве жизни населения. Другая, "научная", следует иной логике. Уничтожение части производственных мощностей означает, что отдача от новых инвестиций увеличивается, а это создает дополнительный спрос, стимулируя рост экономики. В результате темп роста ВВП не только не сокращается, но и растет. Впрочем, обе оценки друг другу не противоречат. Ведь укоренный рост ВВП не скажется на увеличении потребительских расходов. Рост будет идти за счет инвестиционной составляющей", - считает Владимир Брагин, Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК "Альфа-Капитал"