Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Госдумой 11 марта 2011 г и одобренный Советом Федерации 16 марта. Федеральный закон направлен на совершенствование миграционного законодательства РФ, прежде всего в части, касающейся регулирования вопросов въезда в РФ и выезда из РФ, трудоустройства и постановки на миграционный учет иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, и членов их семей.
Разговоры о том, что миграционная политика России до сих пор была несовершенной и фактически сваливала в одну кучу приехавших на работу в нашу страну людей без образования и высококвалифицированных специалистов, ведутся давно. До сих пор российское законодательство не делало никаких различий, предъявляя квалифицированным специалистам, научным сотрудникам, преподавателям те же требования, что и иностранцам, приезжающим в Россию на заработки и занимающимся в основном тяжелым физическим, низкооплачиваемым трудом.
Проблема эта, заметим, предметно обсуждалась в парламенте и правительстве еще пять лет назад, но кризис притормозил процесс. Лишь в 2009 году руководство Федеральной миграционной службы /ФМС/ заявило, что намерено делать ставку на высококвалифицированных мигрантов, пообещав таким гастарбайтерам упростить получение вида на жительство и дать налоговые преференции. Тогда же глава ФМС Константин Ромодановский сказал, что высококвалифицированная рабочая сила особенно будет нужна по мере выхода страны из кризиса. Если учесть, что президент страны Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что экономика России нуждается в модернизации и развитии высоких технологий, а также высококвалифицированных кадрах, в том числе и иностранных, то либерализация законодательства является вполне логичным шагом.
Согласно закону, иностранным гражданам - членам семьи иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным специалистом, обыкновенные рабочие визы оформляются как многократные и выдаются на срок действия визы, выданной указанному иностранному гражданину, с правом осуществления в установленном федеральным законом порядке трудовой деятельности, обучения или иной деятельности, не запрещенной законодательством РФ, с последующим продлением срока действия таких виз в случае продления срока действия визы указанному иностранному гражданину.
Кроме того, вносятся изменения в закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливающие, что срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьи определяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту, в порядке, предусмотренном законодательством РФ. При этом в течение срока действия разрешения на работу, выданного высококвалифицированному специалисту, члены его семьи вправе осуществлять на территории РФ трудовую деятельность при наличии у них разрешения на работу, а также проходить обучение в образовательных учреждениях и осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством РФ.
Но так ли отчаянно необходимы российским компаниям эти экспаты - гастарбайтеры высокого уровня? Чтобы подтвердить или развенчать самые распространенные мифы об иностранных сотрудниках рекрутинговая компания Antal Russia в начале этого года опросила 200 менеджеров среднего и высшего звена и выяснила, что они думают о своих приезжих коллегах.
Экспаты более эффективны, чем местные специалисты? Судя по ответам респондентов, это - полуправда. С одной стороны, участники опроса среди основных преимуществ иностранных менеджеров называли опыт ведения бизнеса в развитых странах, западный стиль управления и прогрессивный подход к решению задач, а также образование западных вузов. В качестве минусов респонденты чаще всего упоминали недостаток российского опыта, непонимание особенностей местного менталитета и ведения бизнеса в России, дороговизну экспатов и трудности оформления их как сотрудников.
За время "открытости" постсоветского пространства в России и странах СНГ уже успело сформироваться поколение высокопрофессиональных местных специалистов и менеджеров, которые не уступают иностранным ни в образовании, ни в подходах к ведению бизнеса, ни в опыте. Они успешно выдерживают конкуренцию благодаря знанию специфики местного рынка.
Возможно, именно поэтому компании заменяют экспатов местными профессионалами? Эксперты Antal Russia, действительно, отмечают: появившаяся несколько лет назад тенденция замены иностранных сотрудников местными укрепляется. О том, что их компания ищет замену иностранным коллегам, сообщили 42 проц опрошенных.Отказаться от помощи зарубежных профессионалов компании пока не могут. Так, более 60 проц респондентов признались, что кризис не повлиял на количество иностранцев в их офисе, а 16 проц утверждают, что у них стало даже больше иностранных коллег. Половина опрошенных также подтвердили планы своей организации по найму иностранных менеджеров в ближайшие полгода.
По данным исследования чаще всего иностранцы занимают позиции директорского уровня, руководителей отделов, руководителей проектов и партнеров. Подавляющее большинство опрошенных менеджеров среднего и высшего звена утверждают, что количество иностранцев в коллективе, по их мнению, не должно превышать 10 проц.
Об уровне компенсации экспатов ходит множество слухов. Так, 78 проц респондентов опроса Antal Russia считают, что их иностранные коллеги получают более высокие зарплаты, чем местные профессионалы на аналогичных позициях. Это утверждение соответствует истине, но лишь отчасти. "Основной причиной высоких заработков иностранных специалистов был "перегретый" рынок труда, который мы наблюдали до конца 2008. Дефицит кандидатов провоцировал рост зарплат как у иностранцев, так и у местных специалистов. Конечно, если компания командирует своего сотрудника в Россию, помимо зарплаты ему предоставляется солидный соцпакет - оплата жилья, обучения для детей, компенсация поездок домой и т. д.", - отмечают в Antal Russia.
Размер компенсации зависит от востребованности того или иного специалиста, эксклюзивности его опыта, навыков и знаний, а также наличия аналогичных профессионалов на местном рынке труда. Если иностранный кандидат уникален, то компенсация действительно может быть впечатляющей. Но в целом уровень зарплат и бонусов иностранных и местных сотрудников отличается не очень значительно, а иностранные менеджеры становятся более гибкими при обсуждении финансовых аспектов предложения о работе.
Согласно законопроекту, ранее принятому Госдумой 7 мая во втором чтении, специалистом высокой квалификации считается такой иностранец, чье годовое вознаграждение за труд составляет не менее 2 млн рублей. Впрочем, правительству РФ дается право в случае необходимости снижать требования к размеру заработной платы, чтобы нужный нашей стране иностранец был признан высококвалифицированным специалистом.
Другие новеллы законопроекта касаются иностранцев, приехавших на работу в Россию из стран, с которыми у РФ существует безвизовый режим, — в первую очередь это страны бывшего Советского Союза. Законодатели обратили внимание на ту категорию трудовых мигрантов, которые работают у российских граждан. И, по сути, узаконили весьма распространенную практику, разрешив физическим лицам привлекать иностранцев на работу "для личных, семейных, домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". Такой работник должен будет приобрести в Федеральной миграционной службе России патент стоимостью 1000 рублей в месяц в качестве аванса уплаты налога на доходы физических лиц. Срок действия патента — от одного до трех месяцев с правом продления до 12 месяцев. Через год патент можно переоформить, заново пройдя всю процедуру: написать новое заявление о выдаче патента, предъявить удостоверение личности, миграционную карту, документы, подтверждающие уплату фиксированного авансового платежа, и сведения о том, какими видами трудовой деятельности иностранец занимался на территории РФ. Все трудовые мигранты, за исключением высоко-квалифицированных специалистов, должны будут проходить обязательную дактилоскопию. Сведения об иностранных работниках, включая их фотографии, дактилоскопические отпечатки, будут размещены в информационных банках ФМС России
Многие эксперты одобряют суть законопроекта в целом, но опасаются за техническую реализацию документа. "Объем потоков мигрантов огромен, государство не справляется, частных партнеров в расчет не берет, у нас есть серьезные опасения, что и без того непростая ситуация с мигрантами только ухудшится", - полагает председатель совета Международной ассоциации трудовой миграции Николай Курдюмов. Он пояснил — чтобы оформить квалифицированных мигрантов при выезде из стран СНГ, нет готовой инфраструктуры. Также неясно, как ФМС намерена контролировать 3-4 млн мигрантов, работающих у физических лиц. Эксперт опасается и роста числа нелегальных посредников, которые будут проводить мошеннические схемы с патентами. В целом "не очень понятно, как закон будет реализован технически, но надо признать, что это будет хороший финансовый инструмент", - заключает Н. Курдюмов.
По данным ФМС, большинство мигрантов приезжают в Россию из стран бывшего СССР — 7,3 млн человек, или 71% от всех приезжих. При этом 4 -5 млн человек работают с нарушением законодательства. Нынешняя миграционная политика нацелена на привлечение только временной рабочей силы, от которой в любой момент можно избавиться, считает Никита Мкртчан из Института демографии ГУ-ВШЭ. Но только мигранты способны решить демографические проблемы России. "Миграционный приток в страну пока есть, это 200 - 250 тыс. человек в год, - подсчитал Н. Мкртчан. - Чтобы компенсировать убыль населения, его надо удвоить, а то и утроить. А главное, приезжих нужно социально адаптировать: мытарства в получении гражданства длятся до пяти лет".
Ставка на высококвалифицированных гастарбайтеров не решит ни экономических, ни демографических проблем, считает Н. Мкртчан. "Высококвалифицированных специалистов достаточно и в России, - поясняет он. - В провинции же не хватает специалистов среднего звена - толковых исполнителей, а в крупных городах - водителей и дворников. Эти специальности еще с советских времен закрывались лимитчиками. Так что привлекать нужно всех, и чем больше, тем лучше".
Как сказал ПРАЙМ-ТАСС замгендиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский, подписанный Д.Медведевым закон, в первую очередь, касается трудовых мигрантов с Запада, высококвалифицированных менеджеров. "Документ поверстан, прежде всего, под программы развития инновационного бизнеса, IT – технологий, а также сферы услуг. На основной поток трудовых мигрантов – гастарбайтеров из стран ближнего Зарубежья перечисленные в законе критерии не распространяются. Кроме того, те образованные специалисты из тех же стран СНГ, кто хотел приехать в Россию, уже приехали. Говорить о том, что высококвалифицированные специалисты приедут и станут теснить на рынке отечественных не стоит, места хватит всем. Но главная проблема – это воспроизводство кадровых технических специальностей, тех же инженеров. Не исключено, в российские ВУЗы будут приглашать специалистов, которые смогут обучать российских студентов по современным программам. Кстати, на следующей неделе состоится заседание президентской комиссии по модернизации, на которой пойдет речь о проблеме обучения молодых специалистов современным технологиям, что так необходимо инновационной экономике", - отметил Д.Бадовский.