На коллегии отмечалось, что ориентация на закупки простых продуктов по минимальной цене приводит к искусственному дроблению закупок сложной продукции и размыванию ответственности за конечный результат, а также к росту стоимости и сроков исполнения контрактов.
В материалах проверки подчеркивается, что в системе отношений в сфере закупок для госнужд специальными нормами права урегулирован только порядок размещения заказов на поставки товаров, работ и услуг для госнужд. Закон N94-ФЗ ориентирован на использование конкурентно-рыночных механизмов ценообразования путём совершенствования организационно-технических методов размещения госзаказа.
Несмотря на непрерывную коррекцию действующего законодательства, наблюдается снижение конкуренции. Отсутствие системы льгот и преференций производителям /поставщикам/ продукции, работ и услуг для госнужд, а также механизмов их реализации не мотивирует участие бизнеса в секторе государственного рынка. Показатель конкуренции снизился с 3,68 в 2005 г до 2,78 в 2010 г. Растут расходы по контрактам с единственным поставщиком. Опережающими темпами растут цены госзакупок по отношению к ценам корпоративного и потребительского рынков. Количество недобросовестных поставщиков с 2008 г увеличилось в три раза. В результате выборочных проверок в 2009-2010 гг Счетная палата выявила нарушений в сфере закупок на более чем 2 млрд руб.
Одной из причин является незавершенность институциональной архитектуры в сфере согласования общественных потребностей, государственных и муниципальных нужд. До настоящего времени не определен статус Российской Федерации, государственных и муниципальных публично-правовых образований, а также лиц, ответственных за администрирование контрактных отношений и конечные эффекты отраслевой и региональной политики госзаказа.
С точки зрения Счетной палаты, принятие руководством страны решения о переходе к программному бюджету и формировании национальной платежной системы открывают новые возможности достижения общественных эффектов за счет синхронизации управления жизненными циклами проектов, контрактов и активов.
При этом одной из мер могла бы стать разработка системообразующего федерального закона о государственных /муниципальных/ закупках взамен федерального закона от 13 декабря 1994 г N60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" как базового закона формируемой по решению президента и председателя правительства РФ Федеральной контрактной системы.
Коллегия Счетной палаты решила направить информационное письмо президенту России. Информация об основных итогах и отчет по результатам проверки направляется в палаты Федерального Собрания и контрольное управление президента РФ, а также в правительство РФ.