"Yandex N.V. сегодня объявила о подаче регистрационного заявления в комиссию США по ценным бумагам /U.S. Securities and Exchange Commission/ для проведения предполагаемого IPO", - отмечается в сообщении компании. Объем размещения не уточняется.
Предполагается, что будут предложены как новые акции, так и уже существующие пакеты. Исходя из данных регистрационной заявки, часть акций будет выпущена материнской компанией Яндекса - Yandex N.V, а другой поделятся существующие акционеры. Предварительная оценка компании 6-9 млрд долл, и по мнению BofA-Merrill Lynch, поисковая система "Яндекс" также может выручить более, чем 1 млрд долл в ходе IPO. Чистая прибыль Яндекса по итогам 2010 года составила 134 млн долл, в первом квартале 2011 года — 28,8 млн долл.
Напомним, что на "Яндекс" приходится сейчас более 60 проц российского рынка интернет-поиска. В 2008 году компания уже подавала заявку в NASDAQ на IPO, но в связи с экономическим кризисом отложила размещение. Осенью 2010 года вновь появилась информация, что "Яндекс" все же разместит свои акции на этой американской бирже, однако в компании эти сведения комментировать отказывались.
Стоит отметить, что в 2010 году на Лондонскую фондовую биржу вышла другая российская интернет-компания - Mail.Ru. Она продала 18,4 проц акций, получив от инвесторов около 1 млрд долл. Но на слухах о выходе "коллеги" на NYSE, акции Mail.ru Group потеряли около 20 проц от капитализации. Аналитики не удивляются: "Яндекс" -серьезный конкурент Mail.ru, чья популярность прежде всего была связана с тем, что на рынке ранее не было успешных российских интернет-проектов. Как отметила аналитик финансовой группы БКС Ирина Пенкина, в настоящее время российский IT сектор не так широко представлен на фондовом рынке, но он является интересным как для российских, так и иностранных инвесторов. "Ожидаем, что "Яндекс" удастся провести удачное размещение собственных акций, - отметила она. - Что касается Mail.ru, размещение "Яндекс" может отвлечь на себя внимание части инвесторов".
Напомним, что "Яндекс" занял 1-е место в рейтинге ТОП-50 самых инновационных компаний РФ, подготовленном Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий /НАИРИТ/. Рейтинг основан на Интернет – голосовании широкой инновационной общественности. Кроме того, Интернет-поисковик "Яндекс" возглавил список 10 "самых инновационных компаний России", который опубликовал американский журнал Fast Company. Издание отмечает, что "Яндекс" уже в три раза обошел по популярности на российском интернет-рынке мирового лидера Google и в этом году смело вторгся в его международную сферу влияния, запустив механизм поиска на английском языке.
Стоит также отметить, что выручка Яндекс" в 2010 г увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 43 проц и составила 12,5 млрд руб. Основная бизнес-модель "Яндекса" — продажа контекстной рекламы. В структуре доходов компании за 2010 г выручка от контекстной рекламы составила 88 проц. По отношению к 2009 г продажи контекстной рекламы выросли на 45 проц. Для сравнения: по данным АКАР, за первые 9 месяцев 2010 г общий рост рекламного рынка в России составил 14 проц, рынок Интернет-рекламы вырос на 37 проц. Число рекламодателей "Яндекса" увеличилось за год более чем на 40 проц, составив в 2010 г более 180 тыс.По данным LiveInternet, за год доля поиска "Яндекса" увеличилась в России на 5,2 п п /до 64,1 проц в декабре 2010 г/, на Украине — на 6,2 п п /до 27 проц/, в Казахстане — на 4,6 п п /до 24,4 проц/.По данным аналитической компании сomScore, с ноября 2009 г по ноябрь 2010 г месячная аудитория "Яндекса" выросла на 64 проц, в ноябре 2010 г она составила более 54 млн пользователей.