По данным Flight International, в 2010 году произошло 26 авиапроисшествий с человеческими жертвами, в которых погибло 817 человек. В статистику попали все регулярные и нерегулярные рейсы, выполненные авиакомпаниями мира, а также рейсы грузовых авиакомпаний. В 2009 году было 28 авиапроисшествий с человеческими жертвами, в которых погибло 749 человек.
Каждый пассажир авиалайнера хоть раз в жизни, да задумался о вопросах обеспечения авиабезопасности. Особенно актуальной эта тема становится в летний сезон, когда миллионы туристов поднимаются в воздух, чтобы провести отпуск вдали от Родины.
На долю России приходится около 5 проц от мировых объемов авиаперевозовок, но 15 проц всех мировых катастроф. Кто виноват: люди или техника? Этот вопрос стоит с момента возникновения гражданских авиаперевозок.
Понятно, что у авиационной безопасности две составляющие. Первая прямо связана терроризмом и хулиганством, и тут авиакомпании честно сотрудничают со спецслужбами. Вторая – безопасность непосредственно авиаперелета, здесь немалую роль играет человеческий фактор – квалификация экипажа, сотрудников диспетчерской службы, других наземных специалистов. Немаловажную роль играет и готовность воздушного судна, а также, как отметили участники вчерашнего видео-моста, наличие обратной связи между пилотами и государственными органами.
Член исполнительного комитета всеукраинского профсоюза пилотов Владислав Петренко указал, что вся история безопасности полетов связана с наличием обратной связи. Именно благодаря добровольным донесениям пилотов, принимались необходимые решения, которые качественно улучшали безопасность полетов. "Благодаря Ассоциации пилотов были введены огни подхода, рулежные огни, огни взлетно-посадочных полос, были введены улучшения в эргономике кабины, - отметил он - Теперь в наших странах система добровольных сообщений по каким-то причинам не работает".
Безопасность авиаперевозок - многофакторная система, в которой участвуют как люди, так и техника, так и нормативная база, в свою очередь отметил президент всеукраинского профсоюза пилотов Александр Полянский. "Это взаимоотношения между людьми, человеком и машиной, это влияние окружающей среды на воздушное судно и экипаж, а также объективное расследование авиационных событий, - рассудил эксперт. - Я считаю, что обязательным должно быть участие в таких расследованиях представителей профсоюза пилотов. У нас есть система добровольных сообщений пилотов об отклонениях в полетах. Но это одновременно противоречит требованиям Уголовного Кодекса, ведь рассказывая о каком-либо летном происшествии человек становится подсудным. Пока это так, обратной связи не будет". Но ведь цель расследования – найти причину, а не наказать виновных, отметил эксперт. При этом подготовкой пилотов занимаются авиакомпании, продолжил. А.Полянский. "Именно они несут ответственность за безопасность полетов, но нормативную базу создают государственные регулирующие органы", что является большой проблемой для всех нас, - указал эксперт.
Как отметил заместитель главы государственной авиационной администрации Украины Александр Гречко, безопасность полета является целой системой, и катастрофа может возникать только при неудачном стечении нескольких элементов, что является достаточной редкостью.
Тем не менее, по данным МАК, в 2010 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 43 авиационных происшествия, в том числе 20 катастроф, в которых погибло 66 человек. В целом, в 2010 г. абсолютные показатели состояния безопасности полетов несколько ухудшились по сравнению с 2009 г, отмечается в докладе МАК. Количество авиационных происшествий по всему парку воздушных судов возросло: с 39 в 2009 г. до 43 в 2010 г., но число катастроф не изменилось. В 2010 г. существенно увеличилось количество авиационных происшествий на тяжелых самолетах, в то время как на вертолетах количество происшествий уменьшилось. В 2010 г. снизилась тяжесть авиационных происшествий – на всех видах работ и перевозок погибло 66 человек, в 2009 г. – 86 человек. Число погибших в 2010 г. самое низкое за период 2001-2010 гг. Конечно, это не может не радовать, но до полной безопасности "небесных путешествий" нам пока далеко.
С целью повышения безопасности авиаперевозок, Правительство РФ утвердило ФЦП "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации РФ в 2011 - 2015 годах" с объемом финансирования 11 млрд руб из средств федерального бюджета. Соответствующее постановление правительства от 21 апреля 2011 г N 307 подписал премьер-министр РФ Владимир Путин. Программа предполагает эволюционное преобразование системы управления безопасностью полетов за счет создания принципиально новых автоматизированных систем контроля полетных данных и единой для всей госавиации информационно-аналитической системы, разработки и внедрения программно-аппаратных средств системы поддержки принятия решения в области безопасности полетов руководителями авиационных структур различного уровня.
Результатом реализации программы должно стать создание эффективной системы безопасности полетов, которая позволит снизить к 2016 г относительные показатели аварийности в государственной авиации в 1,5-2 раза. Ущерб от авиационных происшествий снизится на 12 -15 млрд руб ежегодно. Планируется достичь показателей безопасности полетов, соответствующих уровню передовых авиационных держав.
