Ситуация со сбором штрафов с пассажиров общественного столичного транспорта в последние годы складывалась буквально комичная – при полном бесправии контролеров жизнь "зайцев" была весьма безмятежна. С 20 ноября 2009 года контролерам пассажирского транспорта государственного унитарного предприятия "Мосгортранс" было запрещено взимать административные штрафы за безбилетный проезд. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях были внесены изменения, согласно которым права взимать штрафы на месте совершения административного правонарушения у контроллеров не осталось: либо безбилетник приобретает билет, либо покидает салон автобуса или трамвая. В случае, если пассажир категорически откажется оплачивать проезд и покидать салон транспортного средства, контролер не сможет применить к нему силу или иные методы физического воздействия.
Как пояснил вчера журналистам глава комиссии МГД по законодательству Александр Семенников, в Москве сейчас штрафы не вправе собирать никто. Юридически это обязанность ГУП "Мосгортранс". Правда, Верховный суд неоднократно заявлял,что коммереческие организации составлять протокол об административном правонарушении права не имеют.
Власти попытались ситуацию исправить - теперь сбором штрафов за безбилетный проезд в наземном транспорте Москвы будет заниматься новое государственное учреждение. Как сообщил А.Семенников, теперь назначать штраф в наземном транспорте будут не представители ГУП "Мосгортранс", а представители специально создаваемого казенного учреждения - ГКУ "Организатор перевозок".
К слову сказать, сумма штрафа за безбилетный проезд также существенно возросла. Напомним, Мосгордума приняла в первом чтении законопроект об увеличении размера штрафа за безбилетный проезд в метро и наземном общественном транспорте Москвы в 10 раз, до 1 тысячи рублей.
В задачах созданного ГКУ - не только сбор штрафов, но и весь спектр проблем, связанных с перевозкой пассажиров в наземном транспорте. Численность штата новой организации составит 300 человек, отметил А. Семенников. При этом на одного контролера придется около 26 транспортных средств. Среди полномочий свежеиспеченных контролеров также составление протоколов об административных правонарушениях на безбилетников. Правда, контролеры не будут иметь права требовать у людей документы. Поэтому А. Семенников не исключает, что "контролеров в таких рейдах будет сопровождать милиция". Делаться это будет "исключительно на уровне межведомственных договоренностей".
Кстати,в 2012 году контролеры в столичных автобусах, троллейбусах и трамваях придут на смену всем надоевшим турникетам – об этом сообщил заместитель столичного мэра по вопросам транспорта Николай Лямов. "Мы с введением этих турникетов потеряли 30 проц пассажиров, - посетовал он. - Их в Москве не будет. Не с 2011, а с 2012 года". Сейчас, по его словам, специалисты работают над созданием устройства, которое могло бы заменить турникеты - "может, это будет штуковина, которая будет открываться и закрываться, но точно вход будет не через одну дверь". "Мы должны создать пассажиру все условия, чтобы он мог спокойно входить и выходить, - отметил Н.Лямов. - Если раньше на посадку-высадку пассажиров уходило 30-40 секунд, то с турникетами счет идет уже на минуты. О каком комфорте может идти речь, если мы сами себе искусственно создали проблему? Между тем, валидаторы - считывающие устройства - в транспорте останутся: нам нужно фиксировать поездку и фиксировать ее оплату, а также необходима информация для расчета с перевозчиком за презд льготников".
Ранее низкими уровнями штрафа безбилетных пассажиров возмущались в РЖД – посчитав убытки, железнодорожники предложили увеличить штрафы до до европейского уровня в 60-80 евро. Как говорил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых, проблемы РЖД во многом связаны с низкой эффективностью привлечения к ответственности в связи с размером и порядком взыскания штрафов. "Низкий размер штрафа, поступающий в бюджет, делает его символическим платежом, - сказал он. - Мы предлагаем увеличение суммы штрафа до европейских стандартов, там цифры колеблются от 60 евро". В Италии и Швейцарии штрафы составляют 60 евро, во Франции – 80 евро и в случае безбилетного проезда контролер предлагает пассажиру купить билет и выписывает штраф, напомнил он.
