По его мнению, инновационный вариант развития предполагает темпы роста ВВП на уровне 4-5 проц в год, и "тогда есть шанс — правда, ближе к 2030 г, — что почти 50 проц общества могло бы относиться к среднему классу, в том числе он включал бы в себя и значительную часть интеллектуального сословия. При этом доля инновационного сектора, который связан с высоко- и среднетехнологичным машиностроением, со средним и высшим образованием, здравоохранением, в ВВП экономики достигнет 20 проц и более. Сейчас его доля — 11-12 проц".
А.Клепач считает, что для экономического роста необходимо огромное количество дополнительных факторов, в том числе способность бизнеса справедливо разрешать те или иные споры. В России вопрос справедливости связан не только с тем, насколько государство равноудалено от бизнеса. "Этой равноудаленности нет не только в России, но и во Франции, и в Германии — нигде. Там может быть бизнеса больше, а круг равноудаленных шире, в этом отличие. Наша фундаментальная проблема все-таки в другом — несмотря на уже почти 20 лет развития капитализма в стране, система собственности и взаимоотношений бизнеса и общества не легитимизировались в полной мере. Поэтому наш бизнес весь в оффшорах", - пишет замглавы МЭР.
Вторая не менее важная проблема — это огромное социальное неравенство. "У нас бедные беднее богатых в 17-18 раз, согласно официальной статистике. По мнению экспертов, разрыв в доходах больше — в 20-24 раза по стране, а в Санкт-Петербурге и Москве — в 40 раз. Такое положение — это вызов для общества. Это означает, что если мы хотим создавать умную экономику, экономику, где интеллектуальный труд, а не только труд в банках, "Газпроме" (GAZP) или "Норникеле" (GMKN) имеет ценность, то значительная часть населения пока имеет доходы 55-56 проц от средней заработной платы в экономике. Это люди, работающие в образовании, здравоохранении, культуре, необеспеченная часть общества, которая должна создавать интеллектуальные услуги. Но экономика не может быть инновационной, если интеллектуальный класс является по определению бедным и, по всем нашим долгосрочным прогнозам в рамках консервативной модели развития, может таковым и остаться до 2020 г. и дальше. Поэтому когда мы говорим об инновациях, то дело не о том, сколько тратится на НИОКР и насколько наш бизнес активно их внедряет. Вопрос в другой социальной структуре общества, определенном социальном перевороте, ведь пока у нас интеллектуальный класс не является средним классом. Если мы эту задачу в рамках экономического развития сможем решить, у нас действительно будет инновационная экономика и действительно более социально справедливое и стабильное общество", отмечает замминистра.
Инновационная экономика нуждается в долгосрочном планировании, подчеркивает А.Клепач. "Государство такие планы имеет, но не сильно ими руководствуется. Большинство бизнеса и госкорпорации не имеют долгосрочных планов и сильно этим озабочены".
Достаточно сложно, по его мнению, прогнозировать и рост производительности в экономике в целом. В базовом прогнозе развития экономики правительства заложены среднегодовые темпы роста ВВП в 4,2-4,8 проц, что означает рост производительности в 1,6-1,8 раза до 2020 г. "Не очень много по мировым меркам, но для нас это высокие темпы роста. Тем не менее, у отдельных компаний потенциал роста производительности труда — в 3-4 раза, даже в 5 раз, как например, в авиастроении, автомобилестроении, судостроении. Добиться этого реально в обозримой перспективе, но нужны инвестиции, реорганизация бизнеса, его иная специализация, современные системы управления на рабочем месте. Все это открывает действительно огромный потенциал роста эффективности производства", заявляет А.Клепач.