Рейтинг@Mail.ru
Торговые центры: лучше меньше, да лучше - 10.04.2013, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
%Обзор прессыСтатья

Торговые центры: лучше меньше, да лучше

Читать Прайм в
Max Дзен Telegram

Российские покупатели

По международной статистике 80% клиентов магазинов составляют женщины. Кроме того, наши покупатели, в отличие от европейских, в общей массе намного моложе. Если в Европе покупатели до 35 лет составляют не более 23%, то в России их 40%, привел данные управляющий директор НП "Российский совет торговых центров" Олег Войцеховский.

По словам главы департамента по управлению коммерческой недвижимостью Х5 Retail Group Марианны Романовской, во время кризиса как всегда пострадал средний класс, который до середины 2008 г успел набрать финансовую силу. Для торговли это означает децивилизацию. Эти люди снова упали на прежний уровень. "Все помнят, как раньше трудно было заманить покупателей в торговые центры, так как люди думали, что покупать в контейнерах дешевле", - говорит М.Романовская.

Кроме того, по замечанию О.Войцеховского, три четверти наших сограждан существуют за счет бюджета, тогда как на Западе бюджетников порядка 25%.

Не так страшен черт…

Собственно, все участники мероприятия понимали, что пришло время спуститься с облаков и посмотреть правде в глаза не с тем, чтобы выражать друг другу сочувствие, а с тем, чтобы, руководствуясь фактами, предпринять в случае необходимости решительные действия. Под случаем необходимости участники понимали изменение структуры потребительского спроса в торгово-развлекательном центре /ТРЦ/.

Учитывая вышеописанный портрет массового покупателя, О.Войцеховский обратил внимание на необязательное присутствие марок luxery в массовом секторе. В эти бутики покупатели могут просто не дойти, довольствуясь дешевой покупкой. В похожем случае О.Войцеховский рекомендует заполнять торговые площади достаточно недорогим сегментом, который работает. Тем не менее, он отметил, что, например, торговый центр "Атриум" в Москве работает хорошо.

Важной составляющей при переформатировании или проектировании нового ТРЦ сейчас является место положения зоны развлечений, в которой плотность посещения может измениться. Соответственно, надо уже при проектировании поставить вопрос: можно ли ее будет в будущем при необходимости трансформировать? "Некоторые операторы становятся заложниками жесткой привязки развлекательной части к конкретному месту", - констатировал О.Войцеховский.

М.Романовская привела любопытный пример одной из латиноамериканских стран, в которой после очередного кризиса количество покупок одежды сократилось, но расходы на развлечения остались прежними: условно говоря, 50 долларов на туфли жалко, а 3 доллара нет.

Что касается мест питания, то, по мнению О.Войцеховского, такие места должны быть открытыми и хорошо видными из многих точек торгового центра.

Также, по мнению М.Романовской, при проектировании объекта в уже посткризисный период необходимо провести мониторинг рынка, который покажет истинное положение дел. Она предостерегла от гигантомании: если рынок показывает, что торговый центр должен быть не выше одного этажа, значит рынок прав. "Рисковать, отстраивая многоэтажные ТРЦ, можно на высокоспекулятивном рынке", - пояснила она.

О.Войцеховский считает, что новые ТРЦ нужно строить так, чтобы при необходимости можно было провести реконцепцию и даже снести лет через десять. Итак, как не раз подчеркивала М.Романовская, надо различать "вИдение" и "видЕние" и руководствоваться первым.

Тенденции

Похоже, что поговорка "новое – это хорошо забытое старое" особенно сейчас актуальна при вопросе: куда инвестировать – в Москву или регионы. Участники форума признались, что Москва, как и прежде, сохраняет лидерство и среди российских, и среди потенциальных иностранных инвесторов. Это связано еще и с тем, что Москва остается наименее спекулятивным регионом: цена покупки до кризиса за участки или объекты была либо рыночной, либо приближена к ней. Именно это не позволило рынку сильно просесть, в отличие от регионов.

Также причиной востребованности столицы является инерционность арендаторов. "Арендаторы пока не настроились на посткризисную волну, поэтому для регионов им часто нечего предложить", - сказал О.Войцеховский, комментируя внутренние процессы, происходящие в ТРЦ.

Другой тенденцией, которая, вполне возможно, продолжится – слияния и поглощение мелких операторов крупными.

Перспектива

Рынок постоянно находится в движении, хотя, если посмотреть на темпы и объемы строительства ТРЦ в 2007 г, нынешнего строительства даже не видно. По оценке О.Войцеховского, сейчас трудно представить, куда рынок выйдет через 2-3 года.

Он также отметил, что наш рынок является безумной копией западных, например, Германии и Чехии, а пристрастие к американского типа фудкортам стало чрезмерным. Он также отметил большой провал в сегменте продукции для людей старше 35 лет. Но больше всего управляющего директора "Российского совета торговых центров" беспокоит неясность с типом покупательского поведения, от которого зависит и работа арендаторов, и структура формирования торгового центра, и предлагаемые финансовые продукты. "Мы сейчас не понимаем: у нас общество с традиционной ориентацией на покупки или все-таки общество потребления?". По его мнению, в будущем произойдет адаптация арендаторов и управляющих компаний торговыми центрами.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала