По словам пресс-секретаря Дмитрия Медведева Натальи Тимаковой, в ходе поездки в столицу Приморья глава государства осмотрит с вертолета строящиеся к саммиту объекты, в том числе мост на остров Русский, а также студенческий городок Дальневосточного федерального университета.
В Японии, в 2010 году принимающей у себя форум АТЭС, с большим вниманием относятся к поездкам российских лидеров и чиновников на Дальний Восток. Несмотря на то, что в списке мероприятий у Д.Медведева посещение Курил не запланировано, обращает на себя внимание появление сегодня в одной из японских газет интервью полпреда президента России в Дальневосточном федеральном округе Виктора Ишаева, в котором поднимается вопрос о возможности совместной добычи нефти Россией и Японией на шельфе Курильских островов.
При этом полпред отметил, что "речь не идет о немедленном освоении этих ресурсов, однако там есть все предварительные условия для добычи ископаемого топлива. Если японские предприятия и капиталы туда не придут, то в конечном итоге там появятся компании из США, Китая, Брунея".
Россия уже давно пытается увлечь Токио совместными энергетическими проектами на Дальнем Востоке – например, изначально, проект по ВСТО был ориентирован на поставки нефти из Восточной Сибири в Японию. Однако застарелый конфликт по Курильским островам не позволил реализоваться этим амбициям. Более того, Китай, упомянутый сегодня тем же В.Ишаевым, стал основным потребителем нефти из этого региона России.
Отметим также, что с тех пор, как в Японии произошло землетрясение, премьер Владимир Путин неоднократно предлагал чиновникам ускорить разработку энергетических проектов на Дальнем Востоке, чтобы обеспечить будущий спрос из Японии.
Но до сих пор все эти предложения Москвы Токио игнорирует – власти Японии с крайней осторожностью относится к этому вопросу, опасаясь того, что любое хозяйственное сотрудничество на территории Курил потребует оформления российских документов и станет косвенным признанием суверенитета Москвы в зоне островов.
В свою очередь, настойчивость российских властей в плане расширения сотрудничества Москвы и Токио в нефтедобыче вполне объяснимо – трагедия на АЭС в Фукусиме порождает дискуссии о том, что Япония должна диверсифицировать энергетический рынок.
По данным исследователей из Дальневосточного отделения Российской академии наук, к юго-востоку от острова Кунашир имеется перспективный район, где запасы углеводородов в пересчете на нефть оцениваются в 350 млн тонн. По словам того же В.Ишаева, "российская сторона провела исследования и пробные бурения в их районе".
Напомним, что после сильнейшего землетрясения и цунами в на севере Японии весной этого года вице-премьер правительства России Игорь Сечин заявил, что Россия в 2011 году вдвое увеличит поставки нефти в Японию в связи с энергетическим кризисом в этой стране. Россия также предложила Японии принять участие в нескольких совместных нефтегазовых проектах на Дальнем Востоке и Восточной Сибири. По словам И.Сечина, японцам было предложено войти в проект "Роснефти" по строительству нефтехимического комплекса в Приморском крае.
Кроме того, Москва предложила японским компаниям войти в долю двух сибирских газовых месторождений /Чаянда и Ковыкта/, общие запасы которых достигают около 3,2 трлн кубометров. Инфраструктура обоих месторождений принадлежит "Газпрому".
Предложение проложить кабель в Японию озвучил опять же И. Сечин на следующий день после землетрясения и цунами в Японии 11 марта. Чиновник тогда оценил возможные сроки строительства подводного кабеля в два года. Позднее В.Ишаев заявил, что стоимость подобного проекта составит 186 млрд рублей. По его словам, финансировать проект предлагается как из бюджета, так и за счет частных инвесторов.
Япония занимает четвертое место в мире по объемам энергопотребления, при этом практически не обладает собственными энергоресурсами. Уровень потребления газа в стране составляет около 80 миллиардов кубометров в год, а его доля в энергопотреблении Японии - 15 процентов. Япония закупает сжиженный газ /СПГ/, занимая первое место в мире по его импорту.
Основной источник выработки электроэнергии в Японии – это АЭС. Учитывая этот факт, Москва предлагала Токио сотрудничество и в атомной сфере. В частности, в мае 2009 года в рамках визита В.Путина в Японию речь шла о контрактах ценой в 1 млрд долларов на поставки низкообогащенного урана для японских АЭС.
Накануне того визита заместитель руководителя аппарата премьера по международным делам Юрий Ушаков не исключил того, что Россия пойдет на территориальные уступки Японии, оговорившись, правда, что "только в случае успешного развития экономических связей Токио". В ходе же визита, по сообщениям СМИ, "российский премьер признал наличие нерешенной территориальной проблемы в отношениях между двумя странами", но дальше развивать тему по Курилам в окружении В.Путина тогда не стали.
На встрече глав МИД России и Японии в феврале 2011 этого года стороны достигли принципиальной договоренности изучить варианты совместной хозяйственной деятельности в районе Южных Курил. При этом стоит отметить, что на этот раз никто в Москве не говорит о том, что расширение энергетических контактов между Москвой и Токио рассматривается через призму курильской проблемы. Тем более, что тот же В.Ишаев сказал, что такое сотрудничество – это не вопрос ближайших дней.
Отметим также, что многолетнее противостояние двух держав на Дальнем Востоке до сих пор осложняет их современный диалог. Более того, именно осенью прошлого года на саммите АТЭС японский премьер Наото Кан выразил сожаление по поводу посещения российским президентом одного из островов Курильской гряды – острова Кунашир.
Будет ли завтра Д.Медведеву во Владивостоке задаваться вопросы по проблемам Курил – гадать сегодня бессмысленно. Но если учесть, что курильский фактор является очень сильным идеологическим элементом любой предвыборной кампании, то выглядит очень странным, если президент станет его игнорировать.
