Рейтинг@Mail.ru
Доля социальных расходов в общем объеме российских госрасходов за годы кризиса выросла более чем в полтора раза – ФБК - 28.02.2024, ПРАЙМ
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Доля социальных расходов в общем объеме российских госрасходов за годы кризиса выросла более чем в полтора раза – ФБК

Читать Прайм в
Дзен Telegram

В России в предкризисном 2007 году социальные расходы составляли 25,1 проц консолидированного бюджета, в 2009 г – уже 29,4 проц, а в 2011 г этот показатель должен составить 39,7 проц. По 27 странам ЕС накануне кризиса этот показатель был на уровне 38,9 проц, в 2009 г – 39,5 проц, в 2011 г он должен составить примерно столько же.

Как отметил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, нынешний российский показатель, если сравнивать с отдельными странами ЕС, не является рекордным. Такие показатели имеют наиболее высокоразвитые страны: Германия – 45,6 проц, Дания – 43,5 проц, Люксембург – 42,6 проц, Финляндия – 42,5 проц /данные 2009 г/. Однако российский показатель уже заметно выше, чем показатели стран примерно одного с Россией уровня экономического развития: Словакия – 29,5 проц, Чехия – 30,5 проц, Эстония – 34,7 проц и др. "Высокоразвитые страны могут себе позволить более высокую долю расходов на социальные нужды. Менее развитые страны ввиду меньшей эффективности их экономик относительно ограничены в таких тратах", - прокомментировал Николаев.

По его словам, важно также учитывать и то, что российский показатель – это расходы по разделу "Социальная политика", что методологически близко к расходам на соцзащиту по европейской статистической классификации, но все-таки эти два показателя не идентичны. Есть, в частности, расхождения по учету затрат на жилищно-коммунальное хозяйство. Причем полный учет этих особенностей однозначно привел бы к еще большей величине российского показателя, отмечает Николаев.

Эксперт добавил, что аналогичная, хотя и менее ярко выраженная динамика социальных расходов наблюдается и в соотношении их с ВВП. Если по странам ЕС этот показатель накануне кризиса в 2007 году составлял 17,7 проц, то в 2009 году он уже составил 20,1 проц. В России следующие показатели: 2007 г - 8,6 проц, 2009 г - 12,2 проц, в 2011 г он должен составить 12,4 проц. "Российская динамика этого показателя – следствие особенностей российской антикризисной политики, когда были существенным образом увеличены социальные расходы. Это стало возможным, во-первых, в результате расходования средств Резервного фонда и, во-вторых, ввиду благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на основные сырьевые товары российского экспорта", - пояснил Николаев. Он считает, что беспрецедентный рост государственных социальных обязательств представляет большой риск для устойчивого экономического развития – с учетом того, что Резервный фонд РФ в период с марта 2009 г по июль 2011 г уменьшился в 6,5 раз - с 4,9 трлн руб до менее чем 750 млрд руб. Также эксперт обратил внимание на значительную вероятность снижения мировых цен на нефть и то, что социальные обязательства невозможно отменить.

"Популизм антикризисной политики, дополненный популизмом бюджетной политики накануне выборов, может дорого обойтись стране", - предостерегает Николаев. По его словам, издержки такой политики уже в полной мере проявились в вынужденном повышении суммарной ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды с 26 проц до 34 проц, что негативно повлияло на темпы экономического роста, в результате чего было принято обратное решение о снижении ставки. "Россия по Конституции РФ – социальное государство, что предполагает, прежде всего, ответственность, а не простое наращивание соцрасходов, усиливающее собесовские функции государства", - заключил аналитик.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала