"Или пусть вступает /Украина в Таможенный союз/ на общих основаниях, или к ней может быть применен иной режим", - объявил сегодня, встречаясь с журналистами, президент РФ Дмитрий Медведев. При этом российский лидер признал, что Москва заинтересована в том, чтобы Украина присоединилась к "союзу тройки". Напомним, Киев публично заявлял, что не намерен вступать в ТС, предлагая взамен сотрудничество в формате "3+1".
"Мы не можем согласиться на подключение Украины по каким-то там формулам типа "три плюс один" - "мы 20 документов подпишем, а 30 не будем", - сказал Д.Медведев. - Или пусть вступает целиком полностью, подписывают по этапам, становятся полноправными членами Таможенного союза и извлекают из этого все выгоды и несут все обязанности, или тогда - это уже другой путь, но в этом случае это уже создаст соответствующую обстановку".
Соответствующую обстановку уже прочувствовали в Киеве. Как недавно заявлял украинский премьер Николай Азаров, выступая на украинско-российском экономическом форуме в Киеве, создание ТС Белоруссии, Казахстана и России осложнило отношения Украины и РФ. По его словам, страны Таможенного союза ограничивают поставки ряда украинских товаров на свою территорию. Правда, он отверг мнение о том, что таким образом Россия пытается принудить Украину к вступлению в Таможенный союз.
Москва и не принуждает, а скорее заманивает: ведь членство в ТС обеспечит Киев более низкими ценами на газ, что крайне желательно для Украины. Как сегодня указал Д.Медведев, российско-украинское газовое соглашение подлежит безусловному исполнению, поскольку "договор заключен на тех условиях, по которым стороны достигли компромисса".
Правда, вместе с тем Украина может по примеру Белоруссии обратиться к РФ с предложением по интеграционной скидке на газ, намекнул президент. "Пусть Украина нас заинтересует, чтобы нам было интересно думать о таком сотрудничестве на будущее, - сказал он. - В этом случае можно вернуться к обсуждению в самых разных условиях работы". Примером является компромисс, достигнутый с Белоруссией: Минск получил так называемую интеграционную скидку в качестве приза за участие в Таможенном союзе и согласие продать России "Белтрансгаз". "Вот по такому пути, мне кажется, нужно идти и нашим украинским друзьям", - считает российский лидер.
Напомним, что "Газпром" заявлял, что газовый холдинг может пойти на снижение цены газа для Украины только при условии объединения с национальной компанией "Нафтогаз Украины". В ответ Киев заявил, что, что белорусский вариант сотрудничества с Россией в газовой сфере для Украины не подходит.
Переговоры застопорились: "украинские друзья" взяли паузу и размышляют, оценивая все "за" и против" вступления в ТС, а также перспективы создания зоны свободной торговли с Евросоюзом, соглашение о создании которой намерены подписать в текущем году.
Как отметил в рамках недавнего видеомоста Москва –Киев генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, борясь за более дешевый газ, вероятно, Украина попытается признать нелегитимным заключенный в 2009 году двусторонний газовый контракт - суд над экс-премьером Юлией Тимошенко, заключившей его, уже идет. Но шансы такого признания минимальны, считает эксперт. Что касается повторения " газовой войны 2008 года", то такая возможность, безусловно, существует.
Как подчеркнул К.Симонов, ситуация отличается от 2008 года тем, что тогда контракт отсутствовал, в то время как в настоящий момент соглашение подписано. "Доводить дело до новой "газовой войны" с точки зрения наших газовых поставок в Европу - крайне неприятная и драматичная вещь, чем, я думаю, украинская сторона и пользуется", - сказал он. Другое дело, что и украинская сторона в этом случае понесет значительные имиджевые потери как страна-транзитер.
Допускает повторения сценария 2008 года и украинский эксперт, бывший пресс-секретарь "Нафтогаза Украины" Валентин Землянский. Правда, он также признал, что "никто не желает, чтобы Украина выглядела маргиналом на мировом газовом рынке".
В целом эксперты признают, что ситуация вокруг газового контракта излишне политизирована, что мешает оценить реальные экономические перспективы ее развития. А политический фактор, безусловно, способен добавить дровишек в тлеющий костер "газовой войны".
