МОСКВА, 14 сен - ПРАЙМ. ОАО "Скоростные магистрали" ("дочка" "РЖД", отвечающая за создание высокоскоростных магистралей) рассчитывает, что по итогам подготовки к конкурсу и его проведению стоимость строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Санкт-Петербург снизится до 500 миллиардов с 627,5 миллиарда рублей, сообщил журналистам генеральный директор компании Денис Муратов.
ВСМ Москва-Санкт-Петербург станет пилотным проектом по строительству таких магистралей в России. Поезда будут преодолевать расстояние между городами за 2 часа 30 минут, развивая максимальную скорость до 400 километров в час. Прогнозируемый объем перевозок составит более 14 миллионов человек в год. В настоящее время в Минтрансе и Минфине России с участием Минэкономразвития обсуждаются финансовая модель и финансирование схемы реализации проекта.
"Затраты на строительство порядка 600 миллиардов рублей. Наша цель, чтобы сумма затрат на строительство, была в районе около 500 миллиардов рублей. К этому надо стремиться. Весь тендер пойдет на то, чтобы мы оказались вниз по шкале от стоимости утвержденной в настоящий момент Главгосэкспертизой", - пояснил Муратов.
Первоначально стоимость создания ВСМ Москва-Петербург с применением российских методов расчетов оценивалась в 1,2 триллиона рублей. Однако компания "Скоростные магистрали" провела расчеты, использовав ряд инновационных подходов и лучший международный опыт в соответствии с которым, при использовании контракта жизненного цикла и гармонизированных европейских стандартов, стоимость создания ВСМ составит 696,2 миллиарда рублей, из них 627,5 миллиарда рублей – затраты на строительство.
Муратов напомнил, что реализовать проект предлагается по схеме контракта жизненного цикла, который предполагает передачу функций по проектированию, частичному финансированию, строительству и поддержанию магистрали в течение 30 лет с момента сдачи в эксплуатацию по единому контракту частному партнеру. Финансирование реализации проекта, напомнил Муратов, заключается в следующем: государство предоставляет концессионеру платежи на этапе строительства в размере 50% от затрат по факту выполненной работы. Построенная магистраль переходит на баланс государства. Далее на стадии эксплуатации ВСМ государство выплачивает концессионеру в течение 30 лет следующие 50%.
Директор по подготовке к тендеру ОАО "Скоростные магистрали" Елена Шебунина добавила, что специальная проектная компания, которая выиграет тендер, в частности, может привлекать средства путем выпуска инфраструктурных облигаций под госгарантии. Вопросы схемы финансирования и обеспечения финансирования проекта сейчас обсуждаются с Минфином, ВЭБом и Минэкономразвития, уточнила она.
Международный конкурс на ВСМ Москва-Петербург, напомнил Муратов, предполагается объявить в декабре 2011 года. Он будет проводиться в течение года (четвертый квартал 2011 года – четвертый квартал 2012 года). Строительство магистрали планируется завершить до конца 2017 года, начать эксплуатацию в начале 2018 года. Об интересе участвовать в тендере, как сообщалось, уже заявили консорциумы из Германии, Франции, Южной Кореи и Китая.
"К концу 2017 года надо построить магистраль. К началу 2018 года - запустить в опытную эксплуатацию так, чтобы к Чемпионату мира она уже была построена. Сейчас идет претендерная подготовка", - рассказал Муратов.
Тендер на закупку подвижного состава будет проведен отдельно, рассказал Муратов. Стоимость подвижного состава, который будет курсировать на ВСМ, составит не более 5% от стоимости строительства самой магистрали. На высокоскоростной магистрали между Москвой и Петербургом планируется курсирование 42 пар поездов в сутки.
Правительство 2 сентября опубликовало план мероприятий по реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Петербургом. В соответствии с ним Минтранс, Минэкономразвития, Минфин с участием РЖД и Внешэкономбанка в третьем квартале 2011 года должны разработать предложения по оптимальному механизму реализации проекта создания ВСМ, источниках и структуре его финансирования.
Организация высокоскоростного движения по специализированным магистралям со скоростями движения 300-400 километров в час к Чемпионату мира по футболу, который пройдет в РФ в 2018 году, предполагается на участках Москва-Санкт-Петербург и Москва-Владимир-Нижний Новгород-Казань-Екатеринбург.