*.
/*Гит – забег, однократное прохождение дистанции на конных скачках. Победитель обычно выявляется по результатам нескольких гитов, например, двух./
.
Вышеприведенный график, наверняка, вызвал бы еще одну саркастическую улыбку у экономических нон-конформистов: популярная в последнее время тема, уже освещенная Financial Times еще в 1-м квартале т.г., была недавно поднята на щит Джимом О’Нилом из GS и тут же была высмеяна на ZeroHedge.com. Как оказывается, не вполне заслуженно. Странно было бы полностью игнорировать фактор конца финансового года для многих институтов и желание трейдеров совешить новые подвиги после каникулярного августа. Все, чего так не хватает для организации полноценного St Leger’a – это, очевидно и безусловно, малой малости:QE3.
На графике: красным – момент выдачи рекомендации sell /in May/, желтым – come back /St Leger’s day/. Не работала поговорка за годы кризиса только на его дне. Затем, в нужный момент, появлялся человек в цилиндре и извлекал кролика из последнего. Это до сих пор был Б.Бернанке. Сейчас его пока нет, но незримый его образ витает над рынком, принимая обличие то Ангелы /!/ Меркель, то /St/ Nicolas Sarcozy, то почти сразу всей группы B/R/IC. "Р" в скобках потому, что С.Сторчак, замминистра финансов, в своих высказываниях по поводу предоставления со стороны БРИК помощи странам юга Европы, дал понять, что эта идея – в отличие от, по слухам, Китая и Бразилии – для России нова и требует обсуждения и взвешенного, осторожного подхода.
В самом деле: у Китая уже есть опыт инвестирования в американские банки осенью 2008 г., да и набрать активов плохого качества /чтобы потом, к примеру, списать их/ – дело нехитрое. Если не принять во внимание два обстоятельства: во-первых, это деньги – не напечатанные центробанками БРИК, а средства из состава их золотовалютных резервов, предназначенных по умолчанию для стабилизации платежного баланса /валютного курса/, каковой может придти в неблагоприятное движение по иным причинам, нежели долговые проблемы PIIGS; во-вторых, damn it, уже почти всем ясно, что лечить долговые проблемы новыми долгами – не лучший путь к выходу из кризиса. Разумеется, вытаскивать периферию Европы из долговой ямы, не имея никакой возможности принудить ее к реформам, контролировать ее фискальное поведение – с чего бы посторонним требовать этого от членов ЕС и Маастрихстского соглашения, у которых есть для этого собственные разнообразные институты? – несколько безрассудная стратегия. В конечном итоге, польза от такой помощи может оказаться ничуть не больше, чем от китайской помощи американским банкам в 2008 г. – пока не в дело не вступила ФРС, китайцы имели все шансы потерять свои инвестиции чуть ли не целиком!
Смысл и возможные последствия QE3, как мы не раз говорили, неоднозначны. QE2 провалилось, не достигнув предполагаемых целей: реальный сектор начал тормозить еще до его окончания. Операция "Twist" – едва ли не последний кролик из цилиндра, остающийся в распоряжении ФРС. Она, напомним, заключается в попытке контроля над дальним концом кривой. Сейчас мы приведем два доказательства, которые показывают сомнительную эффективность такой опции:
Синим – число обращений за рефинансированием ипотеки в США, красным – ставка по 30-летней ипотеке. Ставка – на минимуме, но количество обращений за рефинансированием не растет после истечения гос.стимулов:
До сих пор все беспрецедентные объемы ликвидности, вброшенной в экономику, не остановили делевередж:
Как мы не раз писали, по нашему убеждению, провал QE3 может иметь самые печальные последствия для рынков, на что нам и намекнул опыт QE2. Риск в этом отношении весьма велик.
Тем не менее: что может послужить поводом к началу QE3 в форме операции "Twist" или еще какой-либо? В том числе, это давление лобби и политика. Если рынки продолжат падение /чего им сегодня так не хочется/, давление на ФРС со стороны первичных дилеров и политиков, несомненно, возрастет. Относительно последних: перед началом выборных компаний, разве можно будет признать: "Мы так и не попробовали применить все возможные меры." Это вряд ли разумно. Надо попытаться еще раз, чего бы это ни стоило. Главное: перспективы нового коллапса денежного рынка, которые весьма реальны на фоне постоянного раздрая в Европе и той траектории, по которой там развиваются события.
Когда г-н Баррозо, председатель Еврокомиссии, выступил с не очень четкими заверениями, что-де опция выпуска общеевропейских бондов всерьез рассматривается, мы пожали плечами /а министр экономики Германии прямо показал, что он не желает этих бумаг/. Когда А.Меркель, Н.Саркози и Й.Папандреу устроили шоу под названием "Conference сall: мы Грецию одну не оставим и волкам на съедение не бросим!" /почему-то на conference сall не пригласили Sting’а и группу U2/, мы утвердились в своем восприятии происходящего:
"Политикам в ЕС отлично известно, что на самом деле нужно рынкам. Главная задач Еврокомиссии et al, судя по развитию событий – "пинать консервную банку дальше вдоль по дороге" /“kick the can down the road” – очень популярное ныне выражение/, оттягивать возможную/неизбежную развязку как можно дольше: авось, что-нибудь да как-нибудь поможет ее решить /не BRIC ли?!/, кривая вывезет. Они резонно понимают: если рынок утратил веру в благоприятный исход и принял решение топить данную категорию активов – он своего добьется. Это то, что часто называют самоисполняющимся пророчеством.
Но в глубине души у рынка, крупнейшие представители которого сейчас имеют немалые объемы cash в виде резервов в ФРС, тлеет надежда еще раз сыграть наверх при случае. Следовательно, в рамках логики наших европейских соседей, нужно вовремя бросать рынку кости, и стратегия "консервной банки" будет иметь успех.
Общие для еврозоны облигации – еще одна ровно такая "кость". Ибо мы отлично помним, что Германия, мягко говоря, пока не очень приветствует их выпуск, и оппозиция таким продуктам, видимо, будет только возрастать по мере проведения выборов [это было написано до того, как стало известно, что Австрия, возможно, заблокирует не то что выпуск облигаций, а даже вроде бы давно согласованное расширение EFSF. Если дело так пойдет и дальше – а оно, видимо, пойдет – то мы на месте BRIC, успевших, к их беде, изрядно диверсифицировать свои резервы из доллара в евро, подождали бы ответа ФРС…]
Сам Х.Баррозо дал нам намек на истинное положение вещей /и, следовательно, истинные намерения европолитиков/, сказав что-то вроде такого: "инвесторы смогут доверять нам, только если мы покажем, что способны выполнять свои обещания." Если вы думаете, что это относится только к Греции, которая не выполняет и физически неспособна их выполнить, или к Италии, которая подготовила [и приняла] планы экономии, более похожие на весьма формальные, чем на радикальные, то это, конечно, не соответствует ситуации. У нас уже достаточно примеров того, что сам ЕС, мягко говоря, не отличается твердостью в своей политике. Только что, например, Греция напомнила главам Евросоюза об их обещании провести частный своп долга страны – об опции, которая затем как-то постепенно отошла в тень.
Так что мы еще раз процитируем Баррозо: "Общие облигации ЕС не принесут немедленного решения всех проблем." И вот – несколько туманная, но вполне протокольная фраза: "Предложения, которые потребуют существенного изменения договора /маастрихтсткого/ не являются заменой исполнения Грецией ее обязательств." Которые она, повторимся, исполнить [пока?] неспособна."
Расписание погашения долгов стран PIIGS /проценты и основной долг/
.
Ну, и вот еще кое-что… Помимо гипотетической помощи от группы BRIC, у Европы уже, оказывается, есть отчаянные спасатели: американские банки, занявшие место пугливых фондов денежного рынка, покинувших потревоженную часть еврозоны /их размер упал больше чем на 25 млрд.евро/. Согласно International Financial Review/, американские банки теперь заменили ФРС в деле предоставления ликвидности европейцам – в виде репо под MBS и прочие структурные бумаги. Утверждается, что ставки по таким частным сделкам объемом в десятки миллиардов долларов /например, SocGen, как сообщается, заключил сделку с американцами на 6 млрд.долл./, бывают вдвое выше ставок денежного рынка /вот чего стоит сегодня LIBOR!/ Фондирование привлекается в долларах /видимо, оно нужно, в том числе, для закрытия сделок со своими дочками в США, инициированных во времена QE2/, тогда как получить фондирование в евро проще: ЕЦБ принимает в залог почти любую бумагу с баланса любого европейского банка. На самом деле, все это – неплохой симптом: на этот раз в случае серьезных неприятностей в еврозоне угробить денежный рынок, который подготовлен центробанками и самими его участниками, наученными горьким опытом трехлетней давности, к такому сценарию, будет несколько труднее, чем в 2008 г.
15 сентября 2008 г. банк Lehman Brothers подал заявление о банкротстве – о защите от кредиторов.
Спрэд облигаций Испании /вверху/ и Италии /внизу/. Очередной зайчик из цилиндра – шоу Меркель, Саркози и Папандреу /минус U2/, а также слухи о возможной помощи BRIC немного отодвинули Италию от опасного края.
More of that jazz: EUR/USD. Мощный прорыв из долгого диапазона, затем шоу вокруг Греции, затем возврат к прежней поддержке на 1.40.
О том, как нефть перестала помогать России /а мировые рынки акций стали оказывать давление/: красным – индекс ММВБ, черным – нефть Urals. То же и с рублем: ликвидность нужнее на Западе, а также есть ощущение того, что надо добавить "качества"… Потому рубль несколько ослаб, и действия ЦБ в такой ситуации, наверно, не очень помогут снижению волатильности.
Но мы не одиноки: индекс iTRAXX XOVER черным, CRB All Commodities – желтым. Совсем разное падение, не так ли? Финансовый сектор, акции – под сильным ударом. Но сырье удерживается от обвала, несмотря ни на что.