ОЗПП провело анализ проекта новой редакции технического регламента Таможенного союза "О безопасности алкогольной продукции". Основную озабоченность вызывает предполагаемый новым регламентом запрет розлива пива в пластиковую тару (ПЭТ-тару), которое на сегодняшний день, по данным ОЗПП, занимает более 50% всего пивного рынка. Эксперты ОЗПП пришли к выводу о возможном нарушении прав и интересов неопределенного круга потребителей в случае его принятия в предлагаемой редакции. Правозащитники уже обратились в правительство РФ с предложением по пересмотру проекта технического регламента.
"Если новый технический регламент будет принят, производители будут вынуждены отказаться от этого экономичного и доступного формата упаковки, что приведет к значительному удорожанию пива как продукта. И как следствие, возможность выбора для российских потребителей будет ограничена. В первую очередь, негативные последствия коснутся малоимущих слоев населения", - говорится в сообщении.
Кроме того, у экспертов существуют опасения, что значительная часть потребителей, отказавшись от подорожавшего пива, сделает выбор в пользу крепкого алкоголя – дешевой водочной продукции низкого качества.
"На сегодняшний день и так свыше 60% потребляемого россиянами алкоголя приходится на крепкие спиртные напитки, большая часть которых выпускается в стеклянной таре. Таким образом, неизбежный в случае запрета ПЭТ-тары рост цен на пивоваренную продукцию только усугубит тяжелую ситуацию с алкоголизацией населения, увеличит уровень смертности от отравлений и "алкогольных" заболеваний", - отмечают в ОЗПП.
Также, по мнению правозащитников, масштабное снижение производства ПЭТ-упаковки отразится и на той части населения, которая не употребляет алкогольную продукцию. "Сокращение объемов выпуска пластиковой тары приведет к росту ее себестоимости. И, в результате, инфляция коснется не только пивного рынка, но и всего экономичного сегмента напитков и продуктов питания. Рост цен на молоко, растительное масло, детское питание негативно скажется, прежде всего, на самой незащищенной группе потребителей – со средним и малым достатком", - говорится в пресс-релизе.
Юристы ОЗПП предупреждают, что после введения такого запрета неизбежно сократится рентабельность производства как самой ПЭТ-упаковки, так и многочисленных продуктов питания, что повлечет за собой сокращение рабочих мест и налоговых отчислений в целом ряде смежных отраслей.
В обществе считают запрет ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции необоснованным. "Он не может быть объяснен заботой о безопасности. Упаковка из полиэтилентерефталата инертна по отношению к налитому в нее продукту, не влияет на вкусовые и другие качества продукции, не агрессивна и не оказывает вредного воздействия на здоровье человека", - говорится в сообщении.
"Учитывая необоснованность запрета ПЭТ-тары с точки зрения безопасности потребителей, ОЗПП предполагает, что за появлением этой нормы в новой редакции Технического регламента, стоит лоббистская деятельность представителей водочной отрасли. И единственной целью запрета пива в ПЭТ-таре является увеличение доли крепкого алкоголя на рынке", - считают эксперты ОЗПП.
Союзы пивоваров трех стран-участниц Таможенного союза, опрошенные ранее агентством "Прайм", выразили надежду, что проект технического регламента будет скорректирован.
Так, председатель совета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов сообщил, что надеется, что до запрета на розлив пива в пластиковые бутылки дело не дойдет, так как это может привести к разорению субъектов мелкого и среднего бизнеса, ведь участники этого сегмента используют ПЭТ-тару как единственный вид упаковки.
По мнению исполнительного директора Союза пивоваров Казахстана Бексултана Меирбекова, технический регламент не должен регулировать, в какую потребительскую тару должно разливаться пиво, ведь основное направление техрегламента - это регулирование безопасности продукта, а ПЭТ-упаковка не является опасной. А исполнительный директор белорусского союза "Гильдия пивоваров", сообщил, что организация выступает за отдельный технический регламент для пива, передает РИА Новости.