На 27 декабря 2011 года таможенные органы обеспечили поступление в бюджет Российской Федерации 5845,7 млрд. рублей. Это на 1 трлн 546 млрд рублей больше, чем в прошлом году. На 2011 год прогнозируемая сумма доходов бюджета, администрируемых таможенными органами, была установлена в размере 5826,5 млрд. рублей - то есть план выполнен на 100,3%. Для сравнения, в 2010 году ФТС России обеспечила поступление в федеральный бюджет платежей в объеме 4329,8 млрд. рублей. Таким образом, в 2011 году ФТС России превысила уровень прошлого года по данному показателю более чем на треть.
Сбор таможенных платежей был обеспечен таможенными органами в том числе за счет эффективно организованного администрирования платежей, уплачиваемых при ввозе товаров, в частности - по НДС, ввозным таможенным пошлинам, акцизам и таможенным пошлинам, уплачиваемым физическими лицами. Ежедневно в федеральный бюджет поступало таможенных платежей в среднем 25,6 млрд. рублей. В среднем, каждый таможенник в 2011 году обеспечил поступление в федеральный бюджет более 90 млн. рублей.
2. Развитие интеграционных процессов
В 2011 году продолжилось активное взаимодействие таможенных служб России, Беларуси и Казахстана в целях формирования Таможенного союза.
Проделана большая работа по совершенствованию таможенного законодательства в рамках Таможенного союза. Со стороны структурных подразделений ФТС России, министерств и ведомств РФ, представителей деловых кругов собраны и проанализированы более 200 предложений по внесению изменений в ТК ТС, подготовлено к рассмотрению 125 поправок. Они призваны устранить коллизии правовых норм, упростить таможенные процедуры, обеспечить дальнейшую унификацию таможенных законодательств государств.
Важным результатом стало завершение формирования правовой базы в области правоохранительной деятельности.
С участием ФТС России разработан Договор об Объединенной коллегии Таможенных служб государств - членов Таможенного союза, который подписан 22 июня 2011 года. Этот орган будет осуществлять координацию действий таможенных служб в условиях перехода на единые принципы таможенного администрирования, осуществлять мониторинг применения таможенных процедур и правил, выступать площадкой для обсуждения взаимоприемлемых унифицированных решений и оперативного урегулирования проблем.
Разработано Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах по вопросам деятельности представительств таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Соглашение позволяет представителям таможенных органов присутствовать в качестве наблюдателей при осуществлении таможенного контроля в пунктах пропуска, расположенных на внешней границе Таможенного союза.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 января 2011 г. ? 40 <Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС> ФТС России с 1 июня приступила к сбору статистической информации о взаимной торговле с Беларусью и Казахстаном.
3. Совершенствование таможенного контроля
29 июня 2011 года таможенные органы России приступили к осуществлению в пунктах пропуска через госграницу РФ дополнительных полномочий по проведению транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Совместно с Минтрансом России, Минсельхозом России, Минздравсоцразвития России, Ространснадзором, Россельхознадзором, Роспотребнадзором переработана нормативно-правовая база по осуществлению государственного контроля в пунктах пропуска.
Полностью обновлена нормативно-правовая база, регулирующая действия должностных лиц при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским, авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Вводится бескомиссионное оформление морских судов, внедряется электронный документооборот, проводится совмещение грузовых операций и контрольных действий таможенных органов.
Успешно реализуется система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), применение которых позволяет пресекать нелегальное перемещение оружия, наркотиков, сокрытых товаров и добиваться общего профилактического эффекта. С использованием ИДК таможенный контроль прошли более 550 тысяч транспортных средств и контейнеров. По результатам использования ИДК было принято решение о проведении 3,3 тысяч досмотров, возбуждено 1,4 тыс. административных и 15 уголовных дел, принято 201 решение о запрете ввоза товаров на территорию России. Пресечен ввоз на территорию России более 190 радиационно-опасных объектов, загрязненных в результате аварии на АЭС <Фукусима-1>.
В условиях интенсивных интеграционных процессов ФТС России продолжала совершенствовать процедуру таможенного транзита и технологию автоматизированного контроля за таможенным транзитом товаров. С 1 января применяется единая процедуры таможенного транзита на основе Временной технологии информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров, перемещаемых в соответствии с процедурой таможенного транзита. С учетом предложений участников ВЭД внесены изменения в порядок заполнения транзитной декларации, формы свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок его выдачи и использования, утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза.
Утверждена Технология приема-передачи сопровождаемых автомобильных транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары, и документов на них между таможенными органами Беларуси, Казахстана и России. За 11 месяцев 2011 года таможенные органы России осуществили контроль за транзитом более 1,6 млн. партий товаров как таможенные органы отправления и более 2,2 млн. партий товаров - как таможенные органы назначения. Недоставка не превысила 0,01 процента.
Расширен перечень мест прибытия на таможенную территорию Таможенного союза и убытия, в которых применяется система <красного> и <зеленого> коридора. Таких пунктов пропуска стало 49.
4. Ускорение и упрощение таможенных операций
Одной из основных задач, поставленных Правительством РФ перед таможенными органами, является ускорение таможенных операций, в том числе создание условий для сокращения сроков выпуска товаров.
В 2011 году активно развивались информационные таможенные технологии. Высокими темпами растут количественные показатели электронного декларирования товаров: за 11 месяцев 2,85 млн. деклараций поданы через Интернет - 77% от общего количества деклараций. Если в первом квартале текущего года в электронной форме выпускалось около 64% товаров, то на конец года этот показатель достиг 90%.
В скором времени в России начнет свою работу институт уполномоченных экономических операторов. Уже в январе 2012 года ФТС России начнет принимать заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов (УЭО). Приобретая статус УЭО, российское юридическое лицо, осуществляющее импортно-экспортные операции, сможет применять специальные упрощения, предусматривающие временное хранение товаров на своих складах (открытых площадках, иных территориях), выпуск товаров до подачи таможенной декларации и др. Государственная услуга по включению в реестр уполномоченных экономических операторов бесплатна и доступна всем российским юридическим лицам.
Деятельность таможенных органов России, направленная на повышение качества предоставления услуг и сокращение издержек участников ВЭД, позволила сократить время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска до 18,3 минут (плановое значение - 19 минут) и увеличить долю деклараций на товары, срок выпуска по которым составляет не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, в общем объеме деклараций на товары, до 99,2 %.
За 11 месяцев 2011 года принято 2 тыс. 665 предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС. В целях широкого информирования участников ВЭД Сборник предварительных решений о классификации товаров размещен на официальном сайте ФТС России. Он сегодня включает информацию почти по 19 тысячам предварительных решений.
Реализация приоритетных национальных проектов и целевых программ, в частности, направленных на обеспечение развития и технологического перевооружения отечественной промышленности, стимулирует ввоз технологического оборудования, его компонентов и сырья. ФТС России разработала порядок перемещения крупногабаритного, высокотехнологичного оборудования, которое поставляется в разобранном виде и в течение длительного периода. Такие товары классифицируются по единому коду в соответствии ТН ВЭД, за 11 месяцев 2011 года выдано 796 таких классификационных решений.
В связи с большим количеством обращений по получению предварительных решений о классификации товаров и в целях сокращения сроков их подготовки, региональные таможенные управления наделены полномочиями по принятию таких решений. В 2012 году будет завершена работа по переходу на предоставление государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в электронном виде.
5. Предварительное информирование
Технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы, получившая развитие в 2011 году, позволяет значительно ускорить таможенные процессы в пункте пропуска и сократить очереди на границе. Она значительно минимизирует издержки добросовестных участников ВЭД.
Возросло количество сообщений с предварительной информацией о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автотранспортом. За 11 месяцев 2011 года таможенные органы получили более 422 тыс. сообщений с предварительной информацией через Интернет, более 350 тыс. из них использовались при оформлении прибытия товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным и автотранспортом.
Портал ФТС России <Электронное представление сведений> (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) стал самым доступным способом представления предварительной информации и транзитной декларации участниками ВЭД. С начала 2010 года через Портал было представлено около 140 тыс. сообщений с предварительной информацией, около 115 тыс. из них использовались при оформлении прибытия товаров.
Дополнительным источником предварительной информации о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом, являются электронные сообщения, поступающие от 13 государств - членов Европейского союза. С начала 2011 года таможенные органы ЦТУ, СЗТУ и ЮТУ рассмотрели около 200 тыс. сообщений с предварительной информацией о товарах.
В качестве еще одного средства передачи предварительной информации о товарах рассматривается система TIR EPD, внедряемая Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ). Сейчас российские таможенные органы совместно со специалистами МСАТ ведут переговоры по внедрению этой системы.
В 2012 году будет введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза автотранспортом. Возможность введения обязательного предварительного информирования, предусмотрена п. 3 ст. 42 ТК ТС.
6. Реализация Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации
ФТС России планомерно реализует Концепцию таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации. Сокращается проведение таможенных операций, связанных с фактическим контролем, внутри страны и увеличивается в местах, приближенных к госгранице. Внедряются современные технологии, позволяющие усовершенствовать таможенное администрирование и создающие благоприятные условия для ведения бизнеса. Развитие электронного декларирования стало фундаментом для внедрения технологии удаленного выпуска товаров, которая получила широкую поддержку у бизнес-сообщества. Расширяется круг применяющих его участников ВЭД. С начала 2011 года заработали 13 Центров электронного декларирования, что позволило обеспечить пропуск товаров и транспорта с минимальными временными затратами без осуществления полного цикла оформления товарных партий с привязкой к одному месту оформления.
Развивается приграничная таможенная инфраструктура. Из 50 пунктов пропуска, вблизи которых признано целесообразным создание таможенно-логистических терминалов, инфраструктура для таможенного декларирования и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к госгранице РФ, создана вблизи 30 пунктов пропуска. В рамках Концепции продолжена реорганизация таможенных органов. Ликвидировано 96 таможенных постов, создано - 43. Реорганизовано в форме присоединения 5 таможен.
В 2011 году было проведено три заседания Комиссии ФТС России по реализации Концепции, в результате которых было рассмотрено 16 предложений участников ВЭД по созданию таможенно-логистических терминалов, в результате которых признаны соответствующими Концепции 11 проектов ТЛТ, не соответствующими - 5.
Можно сделать вывод, что в отношении товаров, перемещаемых через границу автотранспортом, Концепция себя оправдывает. Так, в 2011 году по сравнению с предыдущим годом сократилось среднее время, затрачиваемое на таможенные операции в отношении товаров, ввозимых в Россию автотранспортом от подачи декларации на товары до выпуска товаров с 26 часов до 12 часов.
Планируемые мероприятия и ход реализации Концепции, в том числе информация о совершенствовании структуры таможенных органов, оперативно размещаются на официальном сайте ФТС России в сети <Интернет>.
7. Правоохранительная деятельность, в том числе борьба с контрабандой наркотиков
В период с января по октябрь 2011 года таможенными органами РФ возбуждено свыше 3,9 тысяч уголовных дел, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через таможенную границу, составила 16,4 млрд. рублей (за аналогичный период прошлого года - 8,4 млрд. рублей), сумма неуплаченных таможенных платежей - 611,4 млн. рублей (за аналогичный период прошлого года - 450,5 млн. рублей). Выявлено не возвращенных из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 82,5 млрд. рублей (за аналогичный период прошлого года - 75,3 млрд. рублей).
За 11 месяцев 2011 года по фактам контрабанды наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ возбуждено 944 уголовных дела и 103 дела об административных правонарушениях Изъято более 430 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 121 кг героина, 21 кг кокаина, 174 кг гашиша, более 37 кг марихуаны.
Напомним несколько громких дел 2011 года. Себежская таможня возбудила уголовное дело по факту контрабанды гражданином Латвии 131 кг гашиша. Наркотик был спрятан в нишах пола и подколесных арок, а также под сиденьями легкового автомобиля. Уголовное дело был направлено в следственные органы. Суд приговорил обвиняемого к 3 годам лишения свободы. Сибирская оперативная таможня возбудила уголовное дело в отношении гражданина Киргизии по факту контрабанды 65 кг героина. Наркотики перевозились в контейнерах, представлявших собой муляжи яблок, и спрятанных среди фруктов.
Дальневосточная оперативная таможня возбудила уголовное дело в связи с контрабандным перемещением гражданином КНР трепанга в варено-сушеном виде общим весом 390 кг. Оценочная стоимость изъятого товара - более 22 млн. рублей. Суд назначил гражданину КНР наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 3 месяца с отбыванием в колонии-поселении. Брянская таможня возбудила уголовное дело по факту незаконного перемещения гражданином Украины иностранной валюты в размере 2 492 994,7 евро (около 100 млн. рублей), спрятанной в багажнике автомобиля УАЗ. В мае 2011 года суда назначил нарушителю штраф в размере 200 тыс. рублей.
По линии административных расследований с января по октябрь 2011 года таможенные органы возбудили свыше 60 тысяч дел об административной ответственности. По результатам их рассмотрения назначены штрафы на общую сумму 73,6 млрд. рублей.
8. Противодействие коррупционным проявлениям
Абсолютное большинство преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями таможенных органов по противодействию коррупции (подразделениями собственной безопасности). На данный момент этот показатель составляет 92%.
За 11 месяцев 2011 г. по материалам названных подразделений возбуждено 390 уголовных дел. Следует отметить, что дела по тяжким и особо тяжким преступлениям, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, возбуждаются следственными органами. В частности, по материалам подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов за 11 месяцев 2011 года следственными органами возбуждено 75 уголовных дел по ст. 290 УК РФ (<получение взятки>), 50 - по ст. 285 УК РФ (<злоупотребление должностными полномочиями>), 38 - по ст. 286 УК РФ (<превышение должностных полномочий>). 233 уголовных дела возбуждено по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения в отношении 137 должностных лиц, из них 219 уголовных дел - по преступлениям коррупционной направленности в отношении 122 должностных лиц.
Большую роль в выявлении правонарушений играют сами таможенники. В должностные регламенты и инструкции должностных лиц таможенных органов включено обязательное требование уведомлять начальство в случаях склонения к подкупу. Взяткодателями обычно выступают недобросовестные участники ВЭД. За 2010-2011 годы руководство таможенных органов получило 178 таких уведомлений, в 80 случаях факты подтвердились. За 11 месяцев 2011 года возбуждены уголовные дела по ст. 291 УК РФ (<дача взятки>) в отношении 33 взяткодателей.
С 1 августа 2011 года в структуре ФТС России создано Управление по противодействию коррупции. Реализуемые меры предусмотрены Перспективным планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах в 2010-2012 годах.
Нередки попытки проникнуть в таможенные органы лиц, имеющих связи с криминальными структурами. За 9 месяцев 2011 года было проверено более 13 тысяч кандидатов на службу, из них 214 получили отказ.
За совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 56 должностных лиц таможенных органов и 18 взяткодателей (за 11 месяцев 2011 года). Для сравнения - в 2010 году осуждено 100 должностных лиц таможенных органов и 17 взяткодателей.
Активизировалась работа комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов. За 9 месяцев 2011 года проведено 677 заседаний комиссий (за аналогичный период прошлого года - 267). Более чем в 5 раз возросло количество рассмотренных материалов (1901 в сравнении с 344), более чем в 3 раза - количество рассмотренных должностных лиц (3475 в сравнении с 1060).
По всем фактам нарушений должностных обязанностей проводятся служебные проверки, принимаются дисциплинарные меры, предпринимаются меры по устранению причин и условий, способствующих нарушениям. За 11 месяцев 2011 года по инициативе подразделений по противодействию коррупции (подразделений собственной безопасности) таможенных органов проведены 534 служебные проверки, по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 366 должностных лиц, 6 человек уволено.
9. Защита интеллектуальной собственности
Таможенная служба постоянно совершенствует защиту прав интеллектуальной собственности. За 11 месяцев 2011 года таможенные органы выявили почти 10 млн. единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушений чаще всего являются одежда, обувь, алкогольная продукция, кондитерские изделия. Таможенными органами за девять месяцев 2011 года возбуждены 850 дел об административных правонарушениях, из них - 824 дела по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 26 дел по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
На основании заявлений правообладателей таможенная служба России ведет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который на данный момент содержит 2238 объекта, принадлежащих российским и зарубежным компаниям.
ФТС России придает большое значение сотрудничеству с федеральными органами исполнительной власти, общественными и международными организациями, таможенными службами иностранных государств, а также с представителями правообладателей. Проводятся заседания совместных рабочих групп с Роспатентом и НП <РусБренд> и другими партнерами. В рамках действующего соглашения между ФТС России и Оргкомитетом <Сочи 2014> об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году таможенные органы проводят мероприятия по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики. Таможенные органы выявили более 31 тысяч единиц контрафакта с олимпийской символикой в 75 случаях.
Реализуется проект сотрудничества в этой области с Главным таможенным управлением КНР. Продолжается взаимодействие с другими иностранными таможенными службами, а также по линии Таможенного союза и ЕврАзЭС, Всемирной таможенной организации, Всемирной организации интеллектуальной собственности, АТЭС, ЕС, СНГ.
10. Международное таможенное сотрудничество
Формирование Таможенного союза упрочило взаимодействие ФТС России с таможенными службами Беларуси и Казахстана.
На пространстве СНГ в рамках двустороннего сотрудничества наиболее активно и динамично развивались контакты с таможенной службой Украины. Для удобства пассажиров, пересекающих российско-украинскую границу в поездах ? 1/2 <Москва-Киев-Москва>, организован таможенный контроль на конечных станциях, без остановки в ночное время на государственной границе. В преддверии проведения на Украине чемпионата Европы по футболу (ЕВРО-2012) российская и украинская таможенные службы приступили к совместной работе по упрощению таможенных формальностей на российско-украинской границе в период проведения ЕВРО-2012.
Развиваются отношения ФТС России с таможенными службами Армении, Киргизии, Молдовы, Таджикистана. ФТС России регулярно оказывает консультативную помощь таможенным службам Абхазии и Южной Осетии по вопросам организации таможенного оформления и таможенного контроля и совершенствования национальных законодательств.
Планомерно развивается сотрудничество с таможенными службами государств дальнего зарубежья. Одно из приоритетных направлений - взаимодействие с таможенными ведомствами государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, прежде всего с Китаем, а также с другими государствами азиатского региона - Индией, Монголией, Вьетнамом, Республикой Корея. ФТС России откликнулась на просьбу об обучении должностных лиц таможенных служб Вьетнама и Монголии на базе Российской таможенной академии. Начиная с сентября 2011 года, монгольские таможенники проходят обучение в РТА, в том числе в её Владивостокском филиале.
Еще одно перспективное направление - страны Латинской Америки. Подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах. С национальной таможенной службой Эквадора ФТС России подписала Протокол об обмене данными, характеризующими таможенную стоимость товаров и транспортных средств, перемещаемых между Россией и Республикой Эквадор. Налажено взаимодействие между ФТС России и таможенными службами Республики Парагвай и Восточной Республики Уругвай.
Сотрудничество с таможенными службами европейских государств осуществляется в рамках проектов Россия-ЕС и на двусторонней основе. В 2011 году интенсивные двусторонние контакты осуществлялись с таможенными службами Германии, Латвии, Финляндии, Франции, Нидерландов. В мае подписан Меморандум о приоритетных направлениях сотрудничества между ФТС России и ГТУ Финляндии на 2011-2012 годы.
Таможенное сотрудничество между Россией и США нацелено на изучение американского опыта в таких областях, как таможенный контроль за делящимися и радиоактивными материалами, защита прав интеллектуальной собственности, анализ рисков, функционирование пунктов пропуска. В 2011 году завершается реализация программы <Вторая линия защиты>, в рамках которой оснащено оборудованием 383 объекта таможенной инфраструктуры России.
ФТС России имеет своих представителей в 17 странах: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Бельгия, Бразилия, Германия, Китай, Республика Корея, Индия, Латвия, Турция, Финляндия, Япония.