ПОПРАВКИ
В законопроекте уточняются объекты страхования, страхования имущества, страхования финансовых рисков, гражданской ответственности, предпринимательских рисков. Перестраховочные организации включаются в перечень участников отношений, регулируемых законом.
Документ распространяет страховую защиту по финансовым рискам не только на предпринимателей, но и на граждан, которые в результате наступления страховых случаев могут нести дополнительные расходы, издержки и которым необходимо компенсировать утрату доходов. В первую очередь, это касается расходов лиц, выезжающих за рубеж, так как заключение договора страхования является основанием для получения выездных виз, а также распространяется на страхование от потери заработка (дохода) в результате потери работы, банкротства работодателя или иной организации, в которую вложены средства граждан.
Законопроект определяет требования к содержанию единого государственного реестра субъектов страхового дела. Вводится обязанность страховщиков информировать потребителей услуг о своей деятельности и предлагаемых условиях страхования.
Уточняется порядок участия иностранного капитала в уставном капитале страховщиков, регламентируются требования к деятельности страховых посредников, включая введение требования о наличии у страховых брокеров финансовых гарантий обеспечения исполнения принятых обязательств.
Законопроект определяет объект перестрахования, перестраховщика, перестрахователя, формы и виды перестрахования, вводит меры регулирования деятельности перестраховщиков-нерезидентов, а также ограничивает возможность передачи каждым отдельным страховщиком в полном объеме риска выплаты в перестрахование, оставляя такую возможность только для страховых пулов.
ДОЛГАЯ ИСТОРИЯ, ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ
Комитет Госдумы по финансовому рынку в текущем году дважды приступал к рассмотрению этого законопроекта, в первый раз - на первом своем заседании в новом году, 11 января. Тогда из-за отсутствия замглавы Минфина Алексея Саватюгина было решено перенести рассмотрение вопроса на более поздний срок. Тем не менее, уже тогда у участников комитета возник ряд вопросов к разработчику документа.
Так, первый заместитель руководитель комитета Владислав Резник отмечал, что непонятным остается вопрос о возможности входа в перестраховочные пулы иностранных перестраховщиков. По его словам, такое решение будет иметь очень серьезные последствия для российских компаний. Он отмечал, что иностранные страховые компании в рамках вступления России в ВТО смогут открывать свои филиалы в РФ только через девять лет, и не совсем понятно, зачем прописывать норму о возможном их вхождении в перестраховочные пулы уже сегодня.
На заседании комитета 24 января, когда законопроект был рекомендован к принятию в первом чтении, Саватюгин пояснил, что введение такой нормы обусловлено не столько вступлением России в ВТО, сколько другими обязательствами РФ. Среди них он отметил ратификацию Россией Венской конвенции о ядерном ущербе, обязательства страны по авиационному страхованию в рамках Международной организации гражданской авиации (ICAO). Кроме этого, по словам замминистра, планируется вступление России в ОЭСР, где тоже есть рекомендации, касающиеся страхования. Также у РФ есть обязательства в части страхования в рамках Таможенного союза.
По словам Саватюгина, можно ограничить какие-либо виды или объекты страхования от иностранного участия, если есть такая потребность.
В свою очередь, Резник предложил ко второму чтению еще раз обсудить эту норму.
ДВА В ОДНОМ
Кроме того, на заседании комитета по финансовому рынку 24 января Резник предложил правительству объединить новый законопроект с правительственными поправками в закон "Об организации страхового дела", которые "застряли" в Госдуме во втором чтении с июля прошлого года. По мнению депутата, имеет смысл взять прежний законопроект и ввести его как поправки в новый документ. Эту инициативу поддержал Саватюгин.
Резник также предложил ко второму чтению изменить название законопроекта, расширив сферу его применения не только внесением поправок в закон об организации страхового дела, но и в закон об ОСАГО. По словам Резника, ФАС просила Госдуму отменить положение о том, что страховщик должен иметь в каждом субъекте РФ филиал или представительство.
Кроме того, депутат отметил необходимость введения безальтернативного прямого возмещения убытков (ПВУ). В соответствии с действующим законом об ОСАГО, потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда как своему страховщику, так и страховщику виновника ДТП. Безальтернативное ПВУ предполагает обращение потерпевшего только к своему страховщику.
Замминистра финансов отметил, что правительство РФ поддержит внесение таких поправок в законопроект, если это позволит оперативно усовершенствовать и закон об ОСАГО. Кроме того, по словам Саватюгина, в законопроект можно частично добавить поправки в закон об ОСАГО, обсуждаемые сейчас в правительстве и предполагающие либерализацию тарифов и еще ряд мер.