НЕ ОТНИМАТЬ И НЕ ДЕЛИТЬ
Представители бизнес-сообщества согласились с Путиным в том, что приватизация 90-х годов была нечестной. Президент ТПП РФ Сергей Катырин при этом отметил, что несправедливость коснулась в первую очередь населения, которое не было готово к приватизации и не получило должных разъяснений от властей. С точки зрения бизнеса, который тогда приобрел активы, все не так однозначно. "Они приобретали в тех условиях и по той нормативной базе, которая существовала тогда, то есть не совершили ничего противозаконного", - рассуждает он.
Вместе с тем эксперты однозначно восприняли посыл, что никакого пересмотра итогов тогдашнего передела не будет.
"Со словами Путина о том, что не надо менять правила приватизации, я абсолютно согласен и говорил об этом много раз", - заявил кандидат на пост главы государства миллиардер Михаил Прохоров в интервью "Московским новостям", комментируя статью Путина "О наших экономических задачах".
"Причина в том, что нельзя провести границу и сказать, где хорошо была проведена приватизация, а где плохо. Начнешь кого-то трогать, закончится тем, что у граждан начнут отбирать квартиры и приусадебные участки. Поэтому нужно перевернуть эту страницу. Нужно дать людям возможность зачистить свои грехи, когда они жили не по тем правилам, по которым мы все собираемся сейчас жить", - пояснил он.
"Хотя средний бизнес, который мы представляем, не получил тогда ничего и вынужден был перекупать активы по завышенной цене у олигархов, пересмотр тех решений невыгоден и невозможен", - сказал, в свою очередь, председатель "Деловой России" Борис Титов.
Он назвал сценарий пересмотра экономически и политически нецелесообразным, поскольку это потребовало бы немалых денег и в конечном итоге стало бы ударом по экономике и имиджу России. Кроме того, этот путь привел бы к самым тяжелым последствиям для экономики, производства, и, возможно, к социальной нестабильности, уверены эксперты.
"Похоже, что Путин, вновь обозначивший эту тему, дает сигнал оппонентам, в последнее время нередко говорящим о национализации, потенциальным инвесторам и бизнесу - никакого передела не будет, давайте честно работать", - сказал Катырин.
Глава "ОПОРы России" Сергей Борисов считает, что игрокам, которые участвовали в той приватизации, следует задуматься о том, как проявить максимальную социальную ответственность. "В США в посткризисный период большинство крупных корпораций и финансовых институтов имеют собственные программы поддержки и развития малого бизнеса. Так, Goldman Sachs выделил 500 миллионов долларов на поддержку и развитие 10 тысяч малых предприятий", - привел он пример.
"Если бы у нас в обществе начали происходить такие процессы, и те "счастливчики" того периода существенно бы поддержали средний класс и его авангард - малый бизнес, поверьте мне, тональность этого тезиса (о пересмотре итогов приватизации - ред.) существенно смягчилась бы", - полагает глава "ОПОРы России".
ОТВЕТЫ НА МНОГИЕ ВОПРОСЫ
В статье Путин также заявил о необходимости ограничить госконтроль над бизнесом. По его словам, политика выбора приоритетов и господдержки, необходимая стране для восстановления технологического лидерства, должна быть открытой для дискуссий.
Путин также пообещал, что власть будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты - в первую очередь по развитию транспортной системы страны и надежной связи с регионами Сибири и Дальнего Востока.
Представители предпринимательского сообщества целом сошлись во мнении, что высказанные Путиным тезисы злободневны и актуальны для бизнеса. "По существу, глава правительства обозначил новое направление экономической политики. Раньше акцент делался на постиндустриальные инновации, теперь Путин говорит, что этого недостаточно, нужна компенсация прошедшей в 90-е годы деиндустриализации, необходимо техническое обновление, и обозначает нужные для этого шаги", - рассуждает Титов.
Борисов приветствует заявления о необходимости выхода государства из нестратегических секторов. "Наконец отчетливо заговорили об угрозе сырьевой зависимости. Нам нужно думать, как зарабатывать не на сырье, а как нам качнуть вперед то, чем еще Россия может похвастаться, и здесь не обойтись без малого бизнеса", - отметил он.
Титов назвал позитивной идею перевести все экономические дела в арбитражные суды, выведя их из-под действия уголовного законодательства. Однако он считает, что необходима и амнистия по экономическим статьям - это стало бы позитивным сигналом для бизнеса и улучшило бы отношение инвесторов к России.
Достойное внимание в статье уделено необходимости борьбы за конкуренцию, без которой невозможны инновации, а также антикоррупционной составляющей, отмечают эксперты.
НЕМНОГО О НЕДОСКАЗАННОМ
За последние годы Путин накопил немало информации о том, чего ждет бизнес, исходя из этого, в статье он ответил на многие вопросы, хотя, возможно, и не на все, отметил Катырин. По его мнению, можно было подробнее остановиться на развитии малого и среднего бизнеса, являющегося сегодня серьезной движущей силой экономики.
В свою очередь, Борисов напомнил о том, что Путин впервые обозначил цифру - не менее 50% рабочих мест в экономике должен давать малый бизнес, тогда как сейчас он дает чуть более 20%.
"Очевидно, что модернизация, если она будет осуществляться по уму, повысит производительность труда, значит, будет высвобождение работников с архаичных предприятий. Нужно сделать так, чтобы эти люди переобучились и составили основу не традиционного малого торгового бизнеса, а высокотехнологичного. Эта задача реалистична", - уверен он.
Борисов приветствует посылы по поводу недостатков инфраструктуры, ее ограниченности, которая сдерживает развитие предпринимательства. Путин четко делает параллели развитой инфраструктуры и развития предпринимательства, новых бизнесов, и особый акцент он ставит на необходимости развития полноценного малого бизнеса на селе, отметил глава "ОПОРы России".
Говоря о конкретных бизнес-решениях, Титов высказал мнение, что оптимальным было бы создание 5-10 кластеров по упомянутым премьером приоритетным направлениям, где можно было бы обкатывать новые технологии и решения. "Уже есть Сколково - инновационный проект. Скажем, в Мурманске можно было бы сосредоточиться на рыбопереработке, в Южном федеральном округе - на сельскохозяйственном машиностроении, в Ульяновске - на авиастроении, и т.п.", - рассуждает он.
Титов считает недостаточно радикальными обозначенные Путиным новации в налоговой сфере. Речь идет о налоговом маневре, предполагающем увеличение налогов на потребление одновременно со снижением нагрузки на производство. "Если мы хотим по-настоящему привлекать инвесторов и подняться со 120-го места по условиям для бизнеса, нам следует снизить налоги на производство на 40% - хотя бы до уровня того же Казахстана (его Путин в статье привел в качестве позитивного примера - ред.)", - считает он.
Наталья Карнова, Прайм