От наведения порядка в этой сфере добросовестный бизнес только выиграет, - ему не придется конкурировать с теми, кто процветает на махинациях и обмане государства, говорится в статье Путина, опубликованной в понедельник в газете "Ведомости".
Тема войны с офшорами звучит в правительстве не в первый раз – весной этого года Счетная палата по поручению премьера проведет проверки во всех госкомпаниях на наличие коррупционных схем и связей сотрудников с офшорами. В постановлении правительства, в частности, были перечислены такие компании как "Газпром"
ОПАСНОСТЬ ШИРОКОГО ТОЛКОВАНИЯ
Необходимо различать законные способы минимизации налогов и использование офшоров для незаконного ухода от их уплаты, полагает партнер юридической фирмы "ЮСТ" адвокат Алексей Попов.
"Об офшорах г-н Путин в своей статье говорит в контексте необходимости борьбы с уходом от уплаты налогов: в этом смысле посыл премьера выглядит абсолютно правильным и логичным, - сказал Попов. - Другое дело, что нужно отличать использование офшоров для незаконного ухода от уплаты налогов, то есть для обмана бюджета, от использования офшоров для целей законной минимизации налогов. В последнем случае офшоры не только не ущемляют законные интересы бюджета, но и являются одним из самых известных и эффективных методов налогового планирования".
"Существует опасность того, что месседж г-на Путина будет истолкован налоговыми и следственными органами излишне широко, что приведет к началу кампании по тотальной борьбе с офшорами. Такая кампания, безусловно, станет серьезным фактором давления государства на крупный и средний бизнес", - сказал он.
НЕСОВЕРШЕНСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Не только стремление минимизировать налоги, но и несовершенство гражданского законодательства заставляет российские компании уходить в иностранные юрисдикции, добавляет генеральный директор Росэкспертизы Александр Козлов. "Иногда наше законодательство не позволяет именно в юридической части выстроить корпоративную структуру", - пояснил он.
Козлов добавил, что крупные компании вынуждены регистрировать дочерние структуры в иных юрисдикциях и для выхода на зарубежные рынки заимствований. "Если есть желание уйти (от уплаты налогов - ред.) – это можно сделать и в России в том числе. Не обязательно в офшоре что-то регистрировать", - отметил он.
КАК С ЭТИМ БОРОТЬСЯ
Проблема утечки доходов бюджета в низконалоговые юрисдикции актуальна не только для отдельных стран: ОЭСР, на членство в который претендует и Россия, вводит жесткие правила контроля за операциями с офшорными компаниями. Также вводятся в действие новые конвенции, призванные бороться с уходом от налогов. В частности, заключаются специальные соглашения об обмене информацией между странами по налоговым вопросам. Недавно было существенно расширено число стран-участников Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах.
"Работа в Европе по этому направлению ведется давно и успешно. По неофициальной статистике, не более 10% зарубежных компаний используют структуры бизнеса с участием офшоров. В России же эта доля не менее 80%. Вполне очевидно, что в России настоящая борьба с офшорами и выводом капитала еще не началась", - отметил старший консультант департамента налоговых и юридических услуг компании "Грант Торнтон" Александр Ларичев.
В числе внутренних возможностей по борьбе с уклонением от налогов Ларичев назвал подготовку дополнительных протоколов к соглашениям об избежании двойного налогообложения - в настоящее время такие протоколы подписаны с Кипром, Швейцарией, Люксембургом.
Кроме того, по его словам, необходимо внести изменения и в Налоговый кодекс РФ, предусмотрев, что налогообложение должно осуществляться по месту нахождения менеджмента компании, а не места ее регистрации. Эксперт также выступает за отмену льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, если единственной целью сделки было получение необоснованной налоговой выгоды. В борьбе государства с уходом от налогов и выводом капитала, по мнению Ларичева, могут помочь и новые правила трансфертного налогообложения.
МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ
Первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, ранее возглавлявший Росфинмониторинг, оценивал объем финансовых средств, выведенных из России в 2011 году с признаками отмывания, не менее чем в 1 триллион рублей. Он уточнял, что в эту сумму вошли сомнительные операции, о которых сообщили в Росфинмониторинг сами банки, - то есть реальная цифра может быть существенно выше.
Незаконный вывод капитала из России, по словам Зубкова, идет прежде всего в Латвию, на Кипр, в Великобританию, Швейцарию, Францию и Гонконг. С властями этих стран ведется взаимодействие с целью пресечения незаконных операций.